Москва, 28 декабря 2017 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности финансовой компании «АВТОБАН-Финанс» на уровне ruA-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
АО «АВТОБАН-Финанс» входит в группу компаний «Автобан». АО «АВТОБАН-Финанс» является финансовой компанией, созданной в целях привлечения заемного финансирования для группы «Автобан» на облигационном рынке. Обязательства компании представлены двумя облигационными выпусками общим объемом 6 млрд руб. Активы компании представлены выданными займами компаниям группы «Автобан». Компания не ведет на постоянной основе иной деятельности, помимо связанной с выпусками облигации. Компании группы «Автобан» - АО «ДСК Автобан» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», обеспечившие порядка 97% EBITDA по итогам 2016 года - являются поручителями и оферентами по облигационным выпускам «АВТОБАН-Финанс». В соответствии с методологией агентство устанавливает паритет между рейтингом «АВТОБАН-Финанс» и группой «Автобан».
Группа «Автобан» (далее - группа, «Автобан») является одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний, оперирующих на территории РФ, осуществляя преимущественно строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также сопутствующих развязок и мостовых сооружений. Крупнейшие реализованные компанией за последние три года проекты включают работы на трассах М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и М-8 «Холмогоры», а также работы на ряде региональных автодорог, преимущественно в Западной Сибири.
Группа оценивалась на основе консолидированной отчетности ООО «Союздорстрой», холдинговой компании группы, непосредственно контролирующей основные компании группы: АО «ДСК Автобан» и ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» (ХМДС), а также ряд меньших операционных компаний и проектные бюро. Так как группа ранее не выпускала промежуточную консолидированную финансовую отчётность, агентство приняло в расчет данные управленческой отчетности по итогам 9 месяцев 2017 года. С 2016 группа участвует в реализации проекта строительства и эксплуатации на платой основе пускового комплекса №3 Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), реализуемого через дочернюю компанию ООО «Автодорожная строительная корпорация» (АСК), которая является концессионером в соглашении с ГК «Автодор». Для целей оценки агентство опиралось на данные о группе с учетом деконсолидации АСК и небольшого проекта, реализуемого в республике Коми, включающего несущественное соинвестирование со стороны группы. Мотивировкой ограничения периметра консолидации преимущественно является отсутствие регресса по долговым обязательствам проектной компании в каком-либо виде на операционные компании - группа, не будет являться поручителем по обязательствам проектной компании, финансирование проекта будет осуществляться за счет привлечения внешних заимствований исходя из требований концессионного соглашения. Оттоки средств операционных компаний на финансирование проекта будут ограниченными: кроме участия в младшем долге проекта и создания гарантийного депозита из прибыли по генеральному подряду по проекту для обеспечения требований банка-гаранта перед проектной компанией, финансирования группы не предполагается. Также во внимание были приняты планы группы по продаже 50% капитала АСК внешним инвесторам до 2019 года: на момент оценки вторым акционером АСК уже являлся Евразийский банк развития с долей 25%. Учитывая возможности компании по будущему участию в строительстве пускового комплекса №4 ЦКАД, агентство в целом позитивно оценивает участие компании в проектах государственно-частного партнерства с точки зрения роста гарантированной контрактной базы, однако, обращает внимание на малое количество реализованных проектов аналогичного масштаба и раннюю стадию формирования сопутствующего рынка финансирования и законодательной базы.
Агентство позитивно оценивает операционный профиль группы, обращая внимание на широкую географию деятельности и сравнительное высокие рыночные позиции группы. Не работая с объектами высокой категории сложности, например, сложными мостовыми переходами и тоннелями, группа обладает высокомобильной собственной производственной базой, позволяя не зависеть от рынка дорожного строительства отдельного взятого региона. По итогам 2016 года группа вела работы в 14 регионах РФ, при этом 44% выручки пришлось на Центральный федеральный округ, 24% - на Уральский федеральный округ. По итогам 2017 года группа входит в тройку крупнейших игроков рынка инфраструктурного строительства, обладая портфелем заказов на сумму не менее 150 млрд руб., и имея значительный опыт непосредственно строительства и исполнения обязанностей генерального подрядчика. Это ослабляет влияние на «Автобан» сокращения объема финансирования работ на автодорогах регионального значения из региональных бюджетов при росте инвестиционной программы ГК «Автодор» и внебюджетных инвестиций в дорожное строительство при сохранении объема затрат со стороны ФДА «Росавтодор» на автодороги федерального значения. Объем отдаваемых на субподряд работ сравнительно велик - их доля, как ожидается, составит до 42% себестоимости по итогам 2017 вместе с постепенным ростом этой доли - как минимум, на 10 п. п. с 2015 года. При этом агентство отмечает, что передаваемые работы являются низкомаржинальными, а структура субподрядчиков диверсифицирована - по итогам 2016 года крупнейшим контрагентом в структуре субподряда было ПАО «Мостотрест» с долей 20%.
На финансовый профиль группы значительное давление оказывает сильно проявляющаяся сезонность работ. Графики авансирования и приемки работ заказчиками организованы таким образом, что в течение первых календарных 9 месяцев года группа фиксирует оттоки денежных средств по операционной деятельности из-за необходимости закупки базовых материалов и финансирования субподрядных работ, опережая собственное авансирование за счет привлечения средств проектного финансирования. По итогам 2015 и 2016 гг. «Автобан» фиксировал оттоки по CFO также по итогам календарных лет из-за совмещения графиков работ по двум крупнейшим реализуемым проектам группы - участкам трасс М-11 и М-3, что потребовало роста объемов кредитования. Это нашло отражение в низких характеристиках совокупной долговой нагрузки - долг на 30.09.2017 соотносился с EBITDA за период с 30.09.2016 по 30.09.2017 на уровне 2.7 и покрывался FFO на 18% при отрицательном денежном потоке. Для оценки краткосрочной долговой нагрузки агентство исходило из предпосылки фактического завершения четвертого квартала 2017 года, что позволило более позитивно оценить ожидаемую долговую нагрузку на 31.12.2017 - по оценке агентства, процентные платежи в 2018 году будут соотноситься с EBITDA за 2018 год на уровне 0.22, совокупные выплаты по долгу будут соответствовать 0.83 EBITDA за 2018 год. Для расчета долговой нагрузки будущих периодов агентство рассчитывает, что «Автобан» сможет постепенно обеспечить более благоприятные условия авансирования, которые позволят не увеличивать долговую нагрузку сверх обращающихся среднесрочных облигаций группы и вести финансирование собственной деятельности сверх авансов заказчика только за счет CFO.
Для корректировки эффекта сезонности для целей оценки прогнозной ликвидности агентство использовало усреднённые ожидаемые значения операционного денежного потока за два полных календарных года - 2018 и 2019, ожидая почти полного сокращения проектного кредитного финансирования к концу 2018 года и нулевых дивидендов на горизонте упомянутых двух лет, учитывая при этом потенциальную доступность кредитных средств через возобновляемые кредитные линии. Агентство ожидает, что группа не будет существенно изменять структуру портфеля заказов, и это не потребует значительных капитальных затрат на приобретение новой техники, и они останутся на уровнях, сопоставимых с предыдущими периодами. Итоговая оценка прогнозной ликвидности на горизонте 18 месяцев от 30.09.2017 составила 1.2, что оценивается агентством как достаточно высокий уровень.
Группа оперирует диверсифицированным кредитным портфелем, крупнейшим источником фондирования в котором на начало ноября 2017 года были облигационные займы, обеспечившие 17% пассивов и 41% кредитного портфеля. Доля крупнейшего банка-кредитора в портфеле составила, при этом, порядка 16%.
С точки зрения корпоративного риск-профиля агентство выделяет определенные риски «незаменимого человека» в контексте корпоративного управления, связанные со значительным участием единственного акционера группы, Алексея Андреева в операционном управлении деятельностью группы, а также качество проработки стратегии деятельности компании и последовательную её реализацию.
По данным консолидированной отчетности ООО «Союздорстрой» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2016 составляли 35 млрд руб., капитал - 7 млрд руб. Выручка по итогам 2016 года составила 33.9 млрд руб., чистая прибыль - 756 млн руб.Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности финансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits_fin/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 26.04.2017). Ключевые источники информации: данные АО «АВТОБАН-Финанс», ООО «Союздорстрой», «Эксперт РА», Банка России.
Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 25.12.2017. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.