Новости агентства, 04.07.2011

Весь крупный российский бизнес вкладывает в научные исследования и разработки вдвое меньше, чем одна группа Volkswagen
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

«Эксперт РА»

4 июля 2011 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование инновационной активности крупного бизнеса в России, результаты которого стали одной из тем для обсуждения на Форуме «Русские инновации» 29 июня 2011 года.

Как показало исследование, «Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР», – комментирует Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального директора «Эксперт РА». – Суммарный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем в 2 раза уступает бюджету на исследования и разработки компании Volkswagen. Удельный вес затрат на НИОКР в выручке российских компаний в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных конкурентов».

Источники финансирования НИОКР в России и за рубежом (в % от общих затрат на НИОКР)

Источник: Росстат, OECD Main Science and Technology Indicators.

Исследование также показало, что говорить конкретно о своих инновационных достижениях крупные российские компании пока не готовы. Согласно исследованиям инновационной активности крупного бизнеса, проводимым рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2010–2011 годах, раскрыть сведения о корпоративных инновационных проектах готово чуть более 40 компаний. Остальные около 90% крупнейших компаний России, представленные в списке «Эксперт-400» под тем или иным предлогом отказываются рассказывать о своих вложениях в инновациях или попросту игнорируют соответствующие запросы со стороны СМИ.

Низкая активность бизнес-сектора в финансировании НИОКР в значительной степени обусловлена слабым развитием в России системы частно-государственного партнерства при реализации инновационных проектов бизнесом: доля компаний, получавших бюджетное финансирование на эти цели, составляет в России всего 0,8%. Для сравнения: в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%. Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Объем программ Small Business Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR) Program в США составляет 2 млрд долларов, в России «инновационный» компонент федеральной программы поддержки малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн долларов, размеры Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – примерно 113 млн долларов.

Изменить нынешнее положение дел может изменить активная позиция государства, которое должно создать эффективную систему стимулов и льгот для крупного бизнеса, занимающегося внедрением инноваций.