Корректировка методов: будет ли успешным новый антикризисный план Кремля
Поделиться
VK


Государство приступает к прямым финансовым вливаниям на выплату зарплат, но в основе антикризисной политики по-прежнему видно желание сохранить ресурсы до выяснения масштабов ущерба для экономики.

Государство приступает к прямым финансовым вливаниям на выплату зарплат, но в основе антикризисной политики по-прежнему видно желание сохранить ресурсы до выяснения масштабов ущерба для экономики.

Наиболее ожидаемая мера из представленного президентом 15 апреля нового пакета антикризисных мер — прямая безвозмездная финансовая помощь на выплату зарплат за апрель и май сотрудникам малых и средних компаний, пострадавших от резкого падения спроса. Этот несколько запоздавший шаг похож на зарплатные антикризисные гранты, которые выплачивают в европейских странах. Предусмотрено выделение одной минимальной зарплаты, повышенной в марте, на одного работника. По нашим оценкам, расходы только на этот компонент программы могут составить за два месяца около 200–250 млрд руб. — в зависимости от того, кто в итоге сможет получить субсидии. Новый механизм дополнит программу беспроцентных кредитов на поддержку занятости, реализация которой пока буксует. Она также была расширена и сделана более привлекательной для банков-операторов — выданы дополнительные гарантии ВЭБ. В новом варианте участие в программе будет возможно и для крупных предприятий в пострадавших секторах экономики.

Системообразующим предприятиям, расширенный список которых вызвал большие вопросы и уже скорректирован, предложены новые льготные кредиты на пополнение оборотных средств, а субсидия в размере ключевой ставки ЦБ и госгарантии обеспечат их большую доступность. Список пострадавших отраслей также расширяется. Дополнительные 200 млрд руб. к 171 млрд, обещанному ранее, пойдут на финансовую помощь регионам. Скорее всего, их не хватит для затыкания дыр, уже возникающих из-за недополученных доходов и растущих социальных расходов региональных бюджетов, и в ближайшее время потребуется какая-то комбинация дополнительных бюджетных кредитов для наиболее слабых регионов и рыночных заимствований для более сильных. Среди отраслевых мер программа поддержки авиации выглядит первым кандидатом на быстрое расширение: 23 млрд руб. несопоставимы с ущербом для отрасли от запрета международных полетов и резкого схлопывания внутреннего рынка.

Осторожная щедрость

В целом новый пакет дополняют уже анонсированные программы объемом 1,4% ВВП вливаниями в 1–1,5% ВВП — в зависимости от реального использования бизнесом предложенных вариантов поддержки. Опыт введения кредитных каникул и целевых кредитов показал, что в процессе воплощения слов главы государства в нормативные акты начинают играть свою роль ведомственные и отраслевые интересы, что мешает планам сохранения занятости и поддержки спроса и делает программы помощи непонятными и недоступными для получателей. Впрочем, уже есть примеры оперативной коррекции непродуманных решений, как в случае с быстрым увеличением лимитов на ипотеку для кредитных каникул. «Тонкая настройка» программы беспроцентных кредитов из этой же серии.

Новые инициативы, если не считать прямых ассигнований на зарплаты, как и предыдущие меры поддержки, опираются в основном на кредиты и гарантии. Очевидно, за этим стоит желание сохранить ресурсы федерального бюджета до появления определенности в масштабах ущерба и скорости восстановления мировой и российской экономики. Предсказуемы и направления расширения программы в случае продолжения карантинных мер: зарплатные гранты могут быть продлены, кредитные программы продлены и расширены, а список отраслей корректироваться в режиме реального времени.

Условия успеха

Эффективность помощи во многом будет зависеть от действий на местах. Регионам отведена большая роль в поддержке занятости — помимо доплат к пособиям по безработице расширены и ассигнования на различные программы помощи малому бизнесу. И если дотационные регионы до последнего времени ограничивались отсрочками, налоговыми и арендными каникулами, то регионы-доноры запускают свои пакеты помощи, дополняющие федеральные. Например, мэр Москвы Сергей Собянин сразу после выступления президента объявил о программе городских гарантий и субсидий для нецелевых стабилизационных кредитов под 8% годовых для московских компаний, причем не только из пострадавших отраслей, а также о субсидиях для снижения ставки по уже взятым кредитам до 6%. Такая программа может быть очень полезной, особенно при достаточно высоких лимитах на размер кредитов. Кроме Москвы можно ожидать подобных шагов от других финансово устойчивых регионов — возможно, с большей опорой на гарантии и кредитные программы, не требующие прямых бюджетных вливаний.

Разработка и внедрение программ поддержки в режиме «с колес» демонстрируют проблемы с координацией между ведомствами и различными уровнями власти, а также отсутствие единого информационного центра. Если бизнес и граждане с трудом понимают, на какую поддержку и на каких условиях они могут претендовать, эффективность таких программ резко снижается. Создается поле деятельности для нечистоплотных посредников и даже откровенных мошенников. Поэтому грамотное информирование и простой механизм выбора инструментов поддержки должны стоять обязательными условиями дизайна и реализации новых программ. Это крайне важно для малого бизнеса и граждан, до последнего времени не сильно друживших с государством и не ожидавших от него помощи в трудный момент.

Источник: РБК

Публикации по тематике


"Годовая инфляция вблизи 4%": В ЦБ раскрыли свои планы на три года

Российская газета

Зампред ЦБ Алексей Заботкин, отвечающий за ключевую ставку, представил общественности первый проект главного стратегического документа Центробанка - Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2026-2028 годы. В нем регулятор закрепляет цели и принципы ДКП на ближайшую трехлетку.
04.09.2025

Подоходный порог: малообеспеченным семьям с детьми вернут часть уплаченных налогов

Известия

Перерасчет налога на доходы физических лиц (семейную выплату) смогут получать родители двоих и более детей, если среднедушевой доход в семье меньше 1,5 регионального прожиточного минимума, имущество соответствует установленным критериям, а у потенциального получателя нет долгов по алиментам, сообщили "Известиям" в пресс-службе Минтруда. Ввод этой меры запланирован на 2026 год, при этом она распространится и на налоги, внесенные за 2025-й. Насколько эффективной может оказаться эта мера и как еще следует поддержать малообеспеченные семьи с детьми, разбирались "Известия".
31.08.2025

Экономист предсказал дефицит бюджета по итогам года

Известия

Дефицит бюджета России в 2025 году вряд ли превысит 5 трлн рублей, считает главный экономист рейтингового агентства "Эксперт" РА Антон Табах. Как сообщил он в интервью 28 августа "Известиям", в этом году не будет резкого всплеска бюджетных расходов в декабре.
28.08.2025

Снижение ставки не как поддержка роста, а как спасение от дефолтов

Банковское обозрение

О кредитных рисках в сложных отраслях экономики и перспективах темпов снижения ключевой ставки ЦБ РФ Павел Самиев, генеральный директор АЦ «БизнесДром» и шеф-редактор «Б.О», поговорил с Александром Сараевым, первым заместителем генерального директора и директором по рейтинговой деятельности «Эксперт РА», на полях Финконгресса Банка России
17.07.2025

Между ростом и долгом: в чем проблема новой бюджетной политики США

Forbes

Бюджетный законопроект, торжественно подписанный президентом США Дональдом Трампом, представляет собой крайне амбициозный пакет налоговых и расходных приоритетов Белого дома. Основная цель — стимулирование экономического роста, без оглядки на расходы и издержки, что, по мнению главного экономиста «Эксперта РА» Антона Табаха, создает существенные риски для финансовой стабильности
11.07.2025