Скупой заплатит снова: как правительству придется до осени скорректировать свой антикризисный план
Поделиться
VK


В предложенном правительством плане поддержки экономики нет места подвигу: он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей. Основной его недостаток — низкий уровень расходов, составляющий всего 4,5–5% ВВП, считает экономист Антон Табах.

В предложенном правительством плане поддержки экономики нет места подвигу: он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей. Основной его недостаток — низкий уровень расходов, составляющий всего 4,5–5% ВВП, считает экономист Антон Табах

Одобренный сегодня президентом национальный план поддержки экономики не стал сенсацией. В основном он включил в себя уже заявленные ранее антикризисные меры, существенную часть национальных проектов, запланированных на этот год. Заметно упование на то, что существенная часть проблем «сама рассосется» из-за улучшения глобальной экономики и при поддержке более мягкой денежно-кредитной политики, реализуемой Центральным банком.

План не выглядит излишне амбициозным: прогнозы довольно консервативны и по потерям этого года для экономики и бюджета, и по возможному росту в следующем году. В силу инерционности большинства экономических и бюджетных процессов кризис гарантированно уйдет в 2021 год, причем остается вопрос, возможно ли полное восстановление к началу 2022 года или — при благоприятном сценарии — это произойдет раньше. При стабилизации нефтяных цен несколько выше нынешних уровней (что весьма вероятно при соблюдении соглашений ОПЕК+) и сохранении темпов выхода мировой экономики из противоэпидемических мер, сдобренного огромными вливаниями ликвидности США, Европой и Японией, падение будет более низким, а восстановление — быстрым. В этом смысле в предложенном плане нет места подвигу, он вполне реализуем и обречен быть выполненным по большинству показателей.

План предусматривает реализацию давно обсуждавшихся, но застрявших мер по дерегулированию экономики или изменению законодательства. Например, предусмотрены изменения в порядке распределения бизнеса между арбитражными управляющими, а также усиление прав кредиторов при реструктуризации кредитов и облигаций. В отличие от снятия «поражения в правах» на организацию нового бизнеса у обанкротившихся из-за пандемии, данные предложения имеют мало отношения к антикризисной повестке. Разумным представляется и передача ответственности за новые идеи по поддержке МСБ на регионы, которые отвечают и за противоэпидемические ограничения, при выделении им дополнительных средств.

Системной мерой можно считать создание «анти-ФНС», социального казначейства — органа, концентрирующего социальные выплаты и информацию об их получателях (судя по всему, максимально оцифрованную) и имеющего возможность оказывать помощь именно тем, кто в ней нуждается. Собственно, создание реестра получателей было одной из задач нового правительства. Но после того как службы занятости и в целом инфраструктура соцзащиты показала свои слабости, концепция изменилась. В отличие от налогов, многие социальные программы существуют и финансируются на региональном и муниципальном уровнях, поэтому определить формат, распределить полномочия и обеспечить эффективное функционирование социального казначейства будет непросто. Но, как известно, в России крупные реформы успешно реализуются только под огнем противника.

Основным изъяном плана представляется весьма низкий уровень расходов на его реализацию. Прямые расходы можно оценить в 4,5-5% ВВП, причем сюда входят и меры поддержки, уже заявленные в марте — мае. Не предусмотрены новые выплаты населению, существенная часть программы помощи нацелена на крупный бизнес либо реализуется через крупнейшие (чаще всего государственные) банки, которые легче администрировать. В условиях, когда основной удар пришелся по малому бизнесу и сфере услуг и миллионы людей лишились дохода, но не получают пособий по безработице или социальных выплат, нужны более широкие выплаты именно пострадавшим — еще до создания казначейства.

О «вертолетных деньгах» (раздача свеженапечатанных денег практически всему населению поголовно) речь, конечно, идти не может, однако избыточная прижимистость несет большие социальные риски. Более того, многие заявленные в последние три месяца меры представляют собой отсрочки и «каникулы». Это значит, что уже осенью нужно будет решать, как списывать или реструктурировать неподъемные долги. Могут потребоваться нетривиальные идеи, например кредитная амнистия для наиболее пострадавших граждан и предприятий, но в плане такого нет.

Можно ожидать, что план будет уже летом переписан на шершавый язык бюджета. При этом он будет существенно корректироваться по ходу реализации с добавлением мер в ответ на те или иные обостряющиеся проблемы. Можно ожидать, что популярные идеи наверняка будут исходить от президента, заботящегося о народе и бизнесе. Например, очень простые и быстрые выплаты на детей и возвраты налога ИП и самозанятым, как и ожидалось, оказались популярными даже у скептиков. Повторение выплат к 1 сентября может стать одной из таких простых, популярных и не слишком дорогих для бюджета мер и помощи людям, и поддержки спроса.

Источник: Forbes

Публикации по тематике


Антон Табах на РБК ТВ о рисках переохлаждения экономики, инфляционных ожиданиях и курсе рубля

Главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах в программе «РЫНКИ» на РБК ТВ, эфир от 26 мая 2025 года. 28.05.2025

Вебинар «БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке», 15 апреля 2025 года

Как повлияет замедление Китая на потенциал стран БРИКС? Как скажется на экономиках стран БРИКС новая тарифная политика Трампа? Каковы перспективы создания единой валюты стран БРИКС? Эти и другие вопросы обсудили на вебинаре макроэкономисты Антон Табах и Анастасия Подругина вместе с гостями Александрой Морозкиной и Антоном Свириденко. 16.04.2025

Эксперт Табах оценил доходы бюджета к июлю от продажи иностранцами бизнеса в РФ

ТАСС

По словам главного экономиста "Эксперт РА", показатель составит около 150 млрд руб.
11.04.2025

Тарифная макроэкономика: заработают ли США на торговой войне

Forbes

Резкое повышение импортных пошлин может сократить дефицит бюджета США, хотя и не в тех масштабах, которые хотели бы Дональд Трамп и его советники. Инфляционная накачка и перенос некоторых производств на американскую территорию также помогут увеличить доходы. Однако рост среднесрочных ставок и рецессия продолжительностью хотя бы в несколько кварталов легко обнулят эти достижения, предупреждает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах
09.04.2025

Антон Табах на РБК ТВ о пошлинах США и их влиянии на экономику

Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах в программе «Главные новости» на РБК ТВ, эфир от 7 апреля 2024 года 08.04.2025