Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна
Поделиться
Facebook Twitter VK


Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. В документе говорится о сумме в 9 трлн инвестпроектов и утверждается, что многие из них будут реализованы на принципах государственно-частного партнерства. В то же время законодательно вопросы возврата инвестиций при взаимодействии с инфраструктурной компанией до сих пор не определены. В силу этого говорить о безусловной реалистичности всех упоминаемый в ДПР проектов несколько рано.

Переходя к деталям, все таки стоит внести сущностную правку: говоря о цифре 8,7 трлн руб. инвестиций, заложенных в базовый сценарий ДПР ОАО «РЖД», стоит говорить, что это ожидаемые к реализации инвестиции РЖД и партнеров, иначе может сложиться ощущение, что только РЖД планируют привлечь 9 трлн инвестиций. Все-таки на сами РЖД ложится только 4,7 трлн, и какая-то часть будет осуществлена из собственного денежного потока компании, без привлечения новых средств в капитал или долг.

Теперь о некоторых деталях. В стратегии под проекты, реализуемые сторонними инвесторами (без учета средств РЖД), приходится 3,986 трлн руб., из них на текущий момент твердо решена судьба только трех (из самых крупных) – уже реализуемых дороги Элегест – Кызыл – Курагино, Северного широтного хода и дороги Улак – Эльга.

Дальше идет проект ВСМ «Евразия», где активное обсуждение идет пока только в отношении участка Москва – Казань (1,6 трлн руб.), а участки Казань – Екатеринбург (420 млрд руб.) и Екатеринбург – Челябинск (402 млрд руб.) только в проработке. На таком же этапе находится и учитываемый в стратегии тоннель на Сахалин (537 млрд руб.).

Мы бы пока не стали говорить о том, насколько реально близок к реализации хоть один из трех проектов. Это проекты исключительно большого объема, и решения для них будут готовиться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, даже для более приземленного проекта Элегест – Курагино решение готовилось очень долго, но оно несет сильные гарантии для инвестора (проект отрейтингован агентством «Эксперт РА» на довольно высоком уровне ruAA- для концессионера АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино»). Структура сделки Северного широтного хода в деталях нам неизвестна. Самое простое условие для реализации – наличие грузовой базы. Тут, кстати, нужно упомянуть, что при соблюдении этого условия инициатива может идти и снизу, например как в случае озвучиваемого интереса группы «Сибантрацит» к строительству второй нитки Северомуйского тоннеля на БАМе. Но в стратегию он пока попал только на уровне финансирования разработки проектных решений непосредственно самого ОАО «РЖД».

Источник: ИА РЖД-Партнер.ру

Дополнительные материалы по тематике


Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019

Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. 03.04.2019