en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги агентства «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Список всех рэнкингов


 

Рисковый процент. Как безопасно вложиться в микрофинансовую организацию

Ведущий аналитик "Эксперт РА" Иван Уклеин

Виды МФО

С марта 2017 года Банк России разделил все МФО на два типа — микрофинансовые и микрокредитные компании. Привлекать средства населения могут только микрофинансовые компании (МФК), к которым применяются повышенные регулятивные требования со стороны ЦБ.

Многие из сегодняшних МФК — это старейшие игроки, работавшие на рынке еще до введения регулирования Банком России в 2014 году. Также МФК, в отличие от микрокредитных компаний, вправе размещать облигационные выпуски, что помогает инвестору повысить ликвидность инвестиции и в то же время получить налоговые вычеты.

На микрофинансовом рынке есть несколько тысяч профессиональных инвесторов в МФО, значительная часть из них объединена на специализированных тематических околобанковских форумах. В таких источниках в отдельных случаях можно почерпнуть важную информацию о состоянии той или иной компании, о ее порядке работы с инвесторами, положительном или отрицательном опыте вкладчиков, однако нельзя узнать специфику работы конкретной компании.

В стране сформировался целый класс инвесторов в МФО, для которых минимальная по закону сумма вложений  в 1,5 млн рублей не является предельно возможной. У значительной части таких полупрофессиональных инвесторов портфель предоставленных займов включает 3-4 компании со средним вложением 2-3 млн рублей в каждой из них.

Высокие риски 

Наиболее очевидный минус для инвестора в МФО — высокий отраслевой риск. Сегмент микрофинансирования чувствителен не только к изменению макроэкономических параметров, но и к изменению регулирования — ограничению полной стоимости микрозайма, пределу начислений и дальнейшему ограничению маржи, ограничению пролонгаций и количества займов, внедрению отраслевых стандартов СРО и так далее.

Наименее эффективные игроки будут покидать рынок, что также является фактором риска. Именно поэтому крайне не рекомендуется инвестировать в МФО, если эта сумма представляет собой единственное «яйцо в корзине».

Согласно статистике Банка России, за период с июля 2016 года по июль 2017 года объем привлеченных МФО средств от граждан вырос на 4,1 млрд рублей и достиг 21,5 млрд рублей, хотя порядка половины было привлечено от собственников и менеджмента.

Рыночных кредиторов среди заимодавцев-юрлиц также очень немного — на них приходилось 52 млрд рублей на июль 2017 года. Среди рыночных кредиторов доминируют банки — 17 млрд рублей инвестиций, но тенденция наверняка будет переломлена из-за снижения ключевой ставки.

Инвестиции в МФО — привлекательная альтернатива банковским вкладам, но перед потенциальным инвестором стоит задача минимизировать риск потери вложений. Зачастую МФО прикрываются тем, что инвестиции «застрахованы», однако при внимательном изучении предмета страхования становится понятно, что это страхование ответственности менеджмента самой компании.

Продукта по страхованию инвестиций в МФО на рынке не существует из-за высоких актуарных рисков страховых компаний и недостаточной статистики. Страхование ответственности менеджмента самой компании  предполагает, что инвестор при наступлении дефолта получает лишь дополнительные шансы увеличить конкурсную массу и стандартное место в банкротной очереди на 2-3 года.

Изредка встречается инструмент банковской гарантии по инвестициям в МФО, но оценить его работу затруднительно, поскольку в 2013-2016 годах потрясения на банковском рынке затронули гарантов не в меньшей степени, чем привлекающие инвесторов МФО.

Для того, чтобы отличить надежную компанию от потенциально рискованной, инвесторам необходимо ориентироваться не только на масштабность PR-кампании, которая бывает обманчивым фактором, но и на наличие кредитных рейтингов, прозрачной структуры собственности, подробно раскрытой на сайте информации о руководстве и аудированной финансовой отчетности как по РСБУ, так и по МСФО.

Инвестиции в группу компаний представляют собой повышенный риск, так как зачастую инвестору раскрывается отчетность только того юридического лица, с которым заключается договор — положение дел ясно только в одной компании, но не во всей группе.

Важно понять не только и не столько состояние финансовых показателей, которые могут меняться очень быстро и «приукрашиваться» легальными способами, сколько особенности бизнес-модели, риск-профиль и характерные зоны риска. Если компания не идет на контакт и не раскрывает свою «кухню» — это серьезный повод задуматься о причинах подобного решения. 

Какие вопросы стоит задать себе

Что же инвестору нужно обязательно запросить у компании перед принятием решения? Существенные условия договора инвестиции (пополнение/расторжение/ставки/опционы), финансовую отчетность всех компаний, входящих в периметр консолидации, а также поквартальный отчет о микрофинансовой деятельности для ЦБ. 

Весьма желательно, чтобы компания раскрыла также аудированную отчетность по РСБУ и МСФО для оценки внутригрупповых рисков и консолидированных финансовых показателей, понимания наличия внебалансовых обязательств финансового и нефинансового характера, активов и пассивов в иностранной валюте.

Наиболее продвинутые компании предоставляют инвесторам стратегические документы — презентации и бизнес-план с прогнозом финансовых показателей, а также результаты основных направлений реализации предыдущей стратегии в разбивке по финансовому блоку, продуктам, каналам, проектам, IT, рискам, кадрам, операционной деятельности и т.д.

Также такие компании делятся с клиентами аналитической статистикой по расходам и выручке с подробной детализацией статей финансового результата, матрицей рисков компании, изменением доли компании на рынке.

В отдельных случаях имеет смысл запросить информацию о качестве и широте клиентской базы. Актуальный  анализ дефолтности в разных временных интервалах отдельно по телу долга поможет понять качество клиентов, а статистика сборов с учетом процентов, штрафов и пеней даст картину об  эффективности работы с просроченной задолженностью.

Простой балансовый срез величины просроченной задолженности часто ни о чем не скажет, поскольку могут происходить постоянные цессии проблемного долга для оптимизации баланса.

Может быть и обратная ситуация, когда есть формально очень высокая доля просроченной задолженности (2/3 баланса и более), но при этом у компании очень большой запас капитала для полного покрытия резервами и взыскания собственными силами, что обычно приносит результат в 2-3 раза больше, чем продажа рыночным коллекторам.

Если вдруг придется столкнуться с компанией, которая максимально прозрачна для своих инвесторов, то можно узнать про открытые кредитные линии в банках, а также про крупнейших кредиторов компании, структуру владения и данные о конечных бенефициарах.

Предполагаются ли изменения в структуре собственности в дальнейшем,  находятся ли какие-то доли компании в залоге, имеются ли активы, приходящиеся на связанные стороны? В идеале в презентациях для инвесторов могут быть включены краткие биографии генеральных директоров компаний, его заместителей, главного бухгалтера, рисковика, исполнительных и управляющих директоров, членов совета директоров.

Наконец, прозрачные компании дадут ответ, когда была последняя проверка регулятора, саморегулируемой организации или налоговых органов, каковы ее результаты, а также прокомментируют характер полученных предписаний.

 

Источник


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1613

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!