Страховщики предлагают сузить выбор при ремонте автомобилей
Страховщики хотят ужесточить требования к автовладельцам при выборе станции техобслуживания при ремонте по ОСАГО, а также ограничить возможности отказаться от использования подержанных запчастей. Такие предложения планируют обсудить на встрече с ЦБ. Эксперты считают, что реализация части идей возможна, однако сопряжена с ростом рисков как для страховщиков, так и для клиентов. И может привести к росту числа отказов от покупки полисов ОСАГО.
Страховщики предлагают внести ряд изменений в закон об ОСАГО, следует из документа, подготовленного Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) к совещанию с зампредом ЦБ Филиппом Габунией, намеченному на 26 января ("Ъ" ознакомился с документом).
Речь идет о том, чтобы закрепить в законе "безальтернативное право страховщика организовать и оплатить ремонт" автомобиля, исключив возможность отказа потерпевшего от выбора станции технического обслуживания автомобилей (СТОА).
Если предложение будет отклонено, нужно увеличить продолжительность ремонта (с 30 до 60 дней) и разрешить его делать с использованием подержанных запчастей.
Также предлагается установить, что натуральная форма возмещения применяется лишь при наличии у страховщика договора с СТОА. Одновременно необходимо ввести обязанность потерпевшего предоставить транспортное средство для ремонта в определенные сроки, а в случае несоблюдения – предусмотреть право страховщика выплачивать возмещение деньгами. С такими предложениями выступают ВСС, РСА, ВСК и "Росгосстрах".
Как поясняет член правления "Росгосстраха" Денис Макаров, в сложившейся ситуации, когда логистика поставок запчастей усложнилась, сроки увеличились, а многих оригинальных деталей в наличии нет в принципе, возможность использования подержанных запчастей, а также отсутствие у клиента возможности отказаться от выбранной страховщиком СТОА – это чаще всего единственный способ для страховой компании обеспечить ремонт автомобиля, соблюдая установленные законом сроки. В ВСС и РСА отметили, что "большая часть предложений не войдет в обсуждение с регулятором". В ВСК не ответили на запрос "Ъ".
По данным ВСС, в декабре 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила около 91 тыс. руб., что на 23% больше, чем в декабре 2021 года. При этом средняя премия по итогам 2022 года в целом выросла на 21%, достигнув почти 7 тыс. руб. В сегменте легковых автомобилей физлиц рост средней премии составил 17%.
Управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА" Алексей Янин добавляет, что в ситуации, когда клиент категорически не согласен на ремонт автомобиля с использованием подержанных запчастей, есть риск, что он вообще не получит никакого возмещения.
Источник: Коммерсантъ