По итогам 1 полугодия 2017-го прирост объема нового бизнеса с легковым автотранспортом составил 23,8%, лизинг грузового автотранспорта в стоимостном выражении за последние 12 месяцев прибавил 55,5%.
Стоит отметить, что программы господдержки в настоящее время переориентированы на лизинг грузового автосегмента. В результате проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей снизилось с 8% в 2016 году до 5% в 1 полугодии 2017-го, а доля лизинга в продажах грузового транспорта за аналогичный период выросла с 53 до 76% (см. таблицу 6). При этом агентство ожидает, что в дальнейшемпроникновение льготных сделок в лизинг грузового автотранспорта будет расти вследствие обновления с 01.07.2017 условий госпрограмм и увеличения субсидии по грузовому автотранспорту и спецтехнике.
Таблица 6. Две трети проданных грузовиков в 1полугодии 2017 года реализованы через лизинг
Открыть таблицу в новом окнеСогласно структуре нового бизнеса, в 1 полугодии 2017-го в сегменте автолизинга средняя стоимость легкового автомобиля, переданного в лизинг, составила 1,8 млн рублей, что на 650 тыс. рублей выше, чем по итогам 2016 года. Объясняется это как прекращением господдержки легкового автолизинга, стимулировавшей в первую очередь лизинг в бюджетном сегменте, так и общерыночным повышением стоимости автотранспорта. Средняя стоимость грузовой автотехники, напротив, снизилась на 660 тыс. рублей, до 4 млн рублей, что обусловлено возросшей долей отечественной техники в структуре грузового автолизинга за счет реализации госпрограмм. Увеличение объемов грузоперевозок (по данным Минэкономразвития, прирост грузооборота в первые 6 месяцев 2017-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 7,1%) на фоне оживления экономики может привести к росту спроса на магистральные тягачи во 2 полугодии 2017-го, что будет способствовать повышению средней стоимости грузового автотранспорта.
Несмотря на то что более 80% участников рынка в 1 полугодии заключали сделки с автомобилями, для автолизинга характерна высокая концентрация на крупнейших лизингодателях. Так, по итогам 1 полугодия 2017-го на топ-10 лизинговых компаний, специализирующихся на автолизинге, приходится около 75% нового бизнеса против 72% годом ранее. Стоит отметить, что автолизинг по сравнению с другими сегментами является менее монополизированным (см. таблицу 7).
Таблица 7. В среднем на 10 лидеров в каждом сегменте приходится 84% нового бизнеса в 1 полугодии 2017 года
Открыть таблицу в новом окнеПри этом значительная доля нового бизнеса обеспечивается компаниями-монолайнерами. Для 6 автомобильных лизингодателей из топ-10 характерна ярко выраженная специализация на автолизинге, средняя доля автолизинга в новом бизнесе данных компаний составила 93% по итогам первой половины 2017 года (см. график 15).
1 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».