Лизинг и факторинг, 24.04.2013

2. Стратегия компаний: спланировать нельзя импровизировать
Поделиться
Facebook Twitter VK


Вернуться к резюме

В условиях замедления рынка лизинга и роста процентных ставок наличие доступного фондирования для компаний имеет первостепенное значение. В 2012 году традиционно основным источником финансирования деятельности лизинговых компаний оставались банковские кредиты. «Уровень инфляции относительно прошлых лет невысок, однако ставки привлечения вместо ожидаемого снижения только растут из-за ужесточения банковского законодательства», – комментирует Александр Сухоруков, заместитель генерального директора ООО «АСПЕКТ».

 

Начиная с 1 июля 2012 года, действуют повышенные коэффициенты риска по высокорискованным, с точки зрения ЦБ РФ, операциям при расчете норматива достаточности капитала банков. Это один из ключевых факторов, приведших к росту стоимости фондирования, а также к ограничению предложения со стороны банков для компаний, не имеющих кредитных рейтингов. Получение лизинговыми компаниями кредитных рейтингов дает им шанс найти более дешевое фондирование (при наличии определенного уровня рейтинга), а также позволяет продемонстрировать рынку свою информационную прозрачность, что может стать дополнительным преимуществом при переговорах с клиентами.

На фоне неопределенности рынка и для понимания компанией точек роста в будущем необходимо иметь четкую стратегию развития либо бизнес-план. Однако на вопрос необходимости разработки бизнес-планов и других стратегических документов у участников рынка разные точки зрения.

«В целом стратегическое планирование развивается не очень хорошо. Оно может осуществляться только в больших и средних компаниях. Небольшие компании, которых на рынке большинство, очень сильно зависят от текущей конъюнктуры рынка. Они не могут планировать свою деятельность на длительный срок, так как не известно, смогут ли они привлечь банковские кредиты, являющиеся их единственным источником фондирования», – комментирует Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ОАО «ГТЛК».

«В условиях неустойчивого развития национальной и мировой экономик вопросы планирования деятельности компаний в среднесрочной перспективе приобретают важное значение. Прогнозирование различных сценариев развития ситуации на рынке лизинга подготовит компанию к преодолению возможных негативных тенденций. В то же время планирование должно включать в себя реальные для выполнения цели, не только финансовые, но и качественные показатели, такие как сохранение качества текущего портфеля на определенном уровне», – говорит Андрей Коноплев.

Однако в текущих условиях не все компании готовы тратить время и силы на прогнозирование своей деятельности. «В России планирование любого бизнеса на срок более 1 года вещь неблагодарная и нереальная, так как наша экономика подвержена влиянию факторов, которые иногда даже сложно просчитать и учесть. Можно выстраивать оптимистическую и пессимистическую политику развития компании с указанием базовых показателей, с ежегодной их корректировкой относительной реальной ситуации, но тогда и смысл долгосрочного планирования пропадает», – добавляет Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг».

Среди респондентов (91 компания), ответивших на соответствующие вопросы исследования, 85 компаний (или 93%) имеют разработанные бизнес-планы развития на 2013 год. На наш взгляд, компании, не принявшие участие в опросе, в большинстве своем можно отнести к числу не имеющих стратегических документов (график 12). Таким образом, если рассматривать всех участников рынка, доля компаний без стратегии составит уже не 7%, а внушительные 37%. Треть лизингодателей, таким образом, живет «сегодняшним днем».

 

Необходимо, безусловно, отметить различное качество стратегического планирования в компаниях. У одних – это только бюджет движения денежных средств по текущим сделкам (что на самом деле нельзя считать даже бизнес-планом), у других – внушительные многостраничные стратегии с подробным SWOT-анализом компании, анализом конкурентной среды и экономики, прогнозом объемов сделок, портфеля и целевых сегментов на 3-5 лет вперед. Среди участников опроса 92% респондентов заявили о наличии конкретных цифровых ориентиров и прогнозных показателей в своих стратегических документах.

 

Важным фактором для выполнения стратегии является наличие в компании лица, ответственного за реализацию бизнес-планов. При этом данный сотрудник должен входить в состав топ-менеджмента, а не являться обычным продающим менеджером, который не имеет полномочий полноценно организовать координацию и контроль за выполнением поставленных задач на всех уровнях управления компанией.

Среди респондентов исследования только 71% отметили, что в их компаниях определены такие сотрудники. Оставшиеся 29% компаний, на наш взгляд, уделяют недостаточное внимание контролю за эффективным выполнением разработанных планов развития.

 

Наличие долгосрочной стратегии (на период свыше года) подтвердило 46% опрошенных компаний. Таким образом, по нашей оценке, более трети участников рынка планируют свою деятельность лишь на годовом временном горизонте (компании, ответившие «нет», и часть компаний, не давших ответа).

 

Аналитика


Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах
Вся аналитика