Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М»: «Одним из драйверов роста рынка лизинга в прошлом году стал рынок железнодорожного подвижного состава... Восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1 600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли».
Александр Михайлов, генеральный директор АО «ЛК «Европлан»: «В 2017 году программа [госсубсидирования автолизинга] помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик».
Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг»: «В первую очередь [наибольшим спросом у лизингополучателей в 2018 году будут пользоваться] LCV как транспорт с широким спектром применения... Мы ожидаем спроса на CV и HCV, учитывая продолжение строительства объектов инфраструктуры... Рост продаж в сегменте PC может быть поддержан продолжающимся бумом в секторе пассажирских перевозок (такси, каршеринг)».
Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК»: «IV квартал, как и весь 2017 год, стал для «ГТЛК» периодом бурного роста. Нам удалось не только существенно увеличить объем действующих проектов, но и запустить ряд новых важных программ государственного значения – программу развития лизинга вертолетов, проект локализации производства самолетов Л-410 и программу строительства паромов для сообщения острова Сахалин с материковой частью России. Мы продолжили реализацию программ развития аренды отечественных самолетов SSJ100 и энергоэффективности на транспорте, поставив в российские регионы новую технику, работающую на газомоторном топливе».
Кирилл Царев, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»: «Увеличивается доля малого и среднего бизнеса, растет количество программ, в том числе правительственных, где в рамках субсидий предусматривается использование механизма лизинга. Это очень важно, потому что лизинг занимает все более значимую позицию. Субсидии направлены не на лизинговые компании, а на конечных клиентов, и лизинг лишь служит удобным и эффективным инструментом их продвижения».
Александр Кожевников, генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»: «Если сравнивать российский рынок оперативного лизинга с европейским, то можно сказать, что он только начинает свое развитие... Исторически так сложилось, что оперлизинг в России на 90% формируют два сегмента – лизинг подвижного состава и воздушных судов... Однако, на наш взгляд, рынок формируется именно так вследствие появления у лизинговых компаний определенных компетенций. Их наращивание со временем приведет к развитию оперлизинга в сегментах морских судов, спецтехники и транспорта... Кроме того, наполнению рынка операционного лизинга игроками будет способствовать и реформа лизинга, в результате которой ряд лизинговых компаний поменяет свой профиль».
Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»: «Мы ожидаем дальнейшего развития на рынке двух ярко выраженных тенденций: подготовки крупных компаний к переходу под новое регулирование и внедрения инструментов автоматизации в рамках цифровой трансформации лизинга. Рост рынка и, как следствие, рост финансовых возможностей компаний создадут дополнительную поддержку в части увеличения бюджетов на ИТ».
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей | 741 | 770 | 783 | 680 | 545 | 742 | 1 095 |
Темпы прироста, % | 64,6 | 3,9 | 1,7 | -13,2 | -19,9 | 36,1 | 47,5 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей | 1 300 | 1 320 | 1 300 | 1 000 | 830 | 1 150 | 1 620 |
Темпы прироста, % | 79,3 | 1,5 | -1,5 | -23,1 | -17 | 38,6 | 40,9 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей | 540 | 560 | 650 | 690 | 750 | 790 | 870 |
Темпы прироста, % | 54,3 | 3,7 | 16,1 | 6,2 | 8,6 | 5,3 | 10,1 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей | 737 | 640 | 780 | 660 | 590 | 740 | 950 |
Темпы прироста, % | 63,8 | 13,2 | 21,9 | -15,4 | -10,6 | 25,4 | 28,4 |
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей | 1 860 | 2 530 | 2 900 | 3 200 | 3 100 | 3 200 | 3 450 |
Темпы прироста, % | 57,6 | 36 | 14,6 | 10,3 | -3,1 | 3,2 | 7,8 |
Номинальный ВВП России, млрд рублей | 60 282,5 | 68 163,9 | 73 133,9 | 79 199,7 | 83 387,2 | 85 917,8 | 92 081,9 |
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 1,2 |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % | 66,5 | 63,0 | 65,0 | 66,4 | 66,0 | 62,2 | 65,9 |
Индекс розничности1, % | 23,0 | 28,0 | 34,7 | 43,9 | 44,0 | 45,2 | 46,0 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Таблица 2. Топ-20 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2017 году
No | Наименование ЛК | Количество новых заключенных договоров, за 2017 г., шт. | Количество новых заключенных договоров, за 2016 г., шт. | Темпы прироста, 2017 г., % |
1 | «Европлан» | 30 366 | 19 650 | 54,5 |
2 | «ВТБ Лизинг» | 29 109 | 22 823 | 27,5 |
3 | «ВЭБ-лизинг» | 16 371 | 18 037 | -9,2 |
4 | «Балтийский лизинг» (ГК) | 13 748 | 9 930 | 38,4 |
5 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 12 689 | 5 753 | 120,6 |
6 | «РЕСО-Лизинг» | 11 520 | 7 117 | 61,9 |
7 | «Элемент Лизинг» | 8 321 | 6 155 | 35,2 |
8 | «Мэйджор Лизинг» | 7 471 | 2 628 | 184,3 |
9 | «КОНТРОЛ лизинг» | 6 392 | 1 814 | 252,4 |
10 | «CARCADE Лизинг» | 6 159 | 3 708 | 66,1 |
11 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 5 329 | 1 217 | 337,9 |
12 | «Сименс Финанс» | 4 568 | 4 184 | 9,2 |
13 | «Фольксваген Груп Финанц» | 4 015 | 2 983 | 34,6 |
14 | «СТОУН-XXI» (ГК) | 3 607 | 3 353 | 7,6 |
15 | «Ураллизинг» (ГК) | 3 201 | 2 057 | 55,6 |
16 | «СОЛЛЕРС-ФИНАНС» | 1 964 | 1 519 | 29,3 |
17 | «Интерлизинг» (ГК) | 1 749 | 957 | 82,8 |
18 | «Эксперт-Лизинг» | 1 535 | 878 | 74,8 |
19 | «Система Лизинг 24» | 1 230 | 1 131 | 8,8 |
20 | «УралБизнесЛизинг» | 1 120 | н/д | - |
Всего по рынку | Не менее 190 тыс. | Не менее 145 тыс. | Около 31 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2017 г., % | Доля в новом бизнесе (стоимости имущества), 2016 г., % | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % | Доля в лизинговом портфеле на 01.01.17, % |
Железнодорожная техника | 20,8 | 13 | 136,1 | 39,0 |
Грузовой автотранспорт | 20,0 | 17,6 | 67,7 | 9,6 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) | 18,2 | 20,5 | 31,0 | 20,0 |
Легковые автомобили | 14,9 | 17,5 | 25,6 | 6,4 |
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах | 7,2 | 7 | 51,8 | 4,5 |
Сельскохозяйственная техника и скот | 3,9 | 3,1 | 85,7 | 3,4 |
Суда (морские и речные) | 2,1 | 7,1 | -56,4 | 4,9 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование | 1,7 | 2,4 | 4,5 | 3,1 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 1,2 | 2,3 | -23,0 | 1,7 |
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 1,1 | 1,2 | 35,3 | 0,6 |
Недвижимость (здания и сооружения) | 0,7 | 1,3 | -20,5 | 1,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,7 | 0,7 | 47,6 | 0,4 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов | 0,5 | 0,9 | -18,0 | 0,4 |
Энергетическое оборудование | 0,3 | 0,3 | 47,6 | 0,3 |
Полиграфическое оборудование | 0,3 | 0,3 | 47,6 | 0,2 |
Оборудование для ЖКХ | 0,2 | 0,4 | -26,2 | 0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,1 | 0,2 | -26,2 | 0,1 |
Прочее оборудование | 6,1 | 4,2 | 114,3 | 3,3 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
1 Индекс розничности рынка лизинга «Эксперт РА» рассчитывает как суммарную долю розничных сегментов в объеме нового бизнеса. К розничным сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.