Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Автолизинг укрепляет позиции

В 2014–2015 годах на фоне сокращения объема нового бизнеса автолизинг оставался наиболее устойчивым сегментом. Автотранспорт по причине его высокой ликвидности стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов роста экономики. На протяжении последних лет, помимо традиционных лидеров, в сегменте лизинга легковых и грузовых автомобилей существенно нарастили сделки госкомпании, которые теперь стабильно входят в топ-5 по объему нового бизнеса с автотранспортом. В результате переориентация лизингодателей на автолизинг привела к тому, что данный сегмент существенно нарастил свои позиции на лизинговом рынке: с 20% за 2013 год до 35% за 2016 год.

Стоит отметить, что укрепление позиций автолизинга происходило в период сокращения автопродаж. Так, за 2014–2016 годы продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, упали на 43%, а продажи новых грузовых автомобилей – на 40%, согласно «АВТОСТАТу». При этом доля лизинга, по нашим оценкам, в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросла за аналогичный период с 4 до 8%, а в продажах новых грузовых автомобилей с 34 до 53% (см. таблицу 5).

Таблица 5. Доля лизинга в автопродажах за 2014–2016 годы заметно выросла

2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. 2 490 1 601 1 426
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 91 87 114
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % 3,6 5,4 8,0
Продажи новых грузовых автомобилей2, тыс. шт. 88 51 53
Количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. 30 26 28
Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, % 34,1 50,9 53,0

Источник: оценка RAEX (Эксперт РА), по данным анкет ЛК

Несмотря на существенный рост доли лизинга в продажах легковых автомобилей, данный инструмент по-прежнему значительно уступает кредиту по доле проникновения в автопродажах. Так, по итогам 2016 года на автокредиты пришлось 44% от количества проданных новых легковых автомобилей (см. график 8).

Вместе с тем агентство отмечает, что более значительные позиции лизинг занимает в сегменте легких коммерческих автомобилей не более 3,5 т полной массы (LCV). Согласно анкетированию лизинговых компаний, доля лизинга в продажах легких коммерческих автомобилей выросла с 29% за 2014 год до 36% за 2016 год. При этом в прошлом году наиболее часто передаваемыми в лизинг из LCV стали автомобили марки «ГАЗ», которые составили не менее 60% объема легких коммерческих автомобилей, приобретенных лизингополучателями. «Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали», – добавляет Александр Михайлов, главный исполнительный директор «Европлана».

Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. В результате отдельные автомобильные марки смогли существенно нарастить долю лизинга в продажах. Например, у компании NISSAN в России доля лизинга в корпоративных продажах выросла с 25% за 2013 год до 47% за 2016 год.

Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга. На госпрограмму льготного автолизинга в 2015 году из бюджета было выделено порядка 4 млрд рублей, а в 2016-м – 5 млрд рублей. Совокупные средства позволили передать в лизинг более 63 тыс. автомобилей за последние два года, что, по оценке RAEX (Эксперт РА), привело к увеличению объемов нового бизнеса с автомобилями в 2015 году на 18%, в 2016 году – на 14% (см. график 10). Без учета госпрограммы уровень проникновения лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей за два последних года вырос бы с 5 до 8%, а не до 10%. «Стимулирующие меры, предпринимаемые государством, по активизации спроса на продукцию отечественного автопрома и по обновлению сельхозтехники расшевелили бизнесменов уже к концу I квартала 2016 года. Косвенной причиной активизации покупок спецтехники во II квартале стало введение так называемого утилизационного сбора на новую технику. В летние месяцы вместе со снижением бизнес-активности снизились и темпы заключения лизинговых сделок. Но вместе с ним ожидание стремительно приближающегося исчерпания лимитов госпрограммы поддержки автопрома все же положительно сказалось на темпах и объемах заключения сделок в этом сегменте», – отмечает Владимир Наймарк, коммерческий директор «Балтийского лизинга».

В 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50–60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте.

В 2017 году по госпрограмме льготного автолизинга Минпромторгом утверждено 10 млрд рублей на субсидии по авансовым платежам. Перезапуск программы совместно со значительным увеличением объема бюджетных субсидий приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые в текущем году смогут показать восстановительный рост вследствие реализации отложенного спроса на фоне стабилизации экономики и эффекта «низкой базы» прошлых лет. По оценкам агентства, в 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50–60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте. «Если смотреть на сегмент в целом, то он на текущий момент выглядит очень многообещающим, в том числе за счет эффекта «низкой базы», – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинга».

1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

2 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».



Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление Прогноз развития рынка: к новым рекордам