В 2014–2015 годах на фоне сокращения объема нового бизнеса автолизинг оставался наиболее устойчивым сегментом. Автотранспорт по причине его высокой ликвидности стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов роста экономики. На протяжении последних лет, помимо традиционных лидеров, в сегменте лизинга легковых и грузовых автомобилей существенно нарастили сделки госкомпании, которые теперь стабильно входят в топ-5 по объему нового бизнеса с автотранспортом. В результате переориентация лизингодателей на автолизинг привела к тому, что данный сегмент существенно нарастил свои позиции на лизинговом рынке: с 20% за 2013 год до 35% за 2016 год.
Стоит отметить, что укрепление позиций автолизинга происходило в период сокращения автопродаж. Так, за 2014–2016 годы продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, упали на 43%, а продажи новых грузовых автомобилей – на 40%, согласно «АВТОСТАТу». При этом доля лизинга, по нашим оценкам, в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросла за аналогичный период с 4 до 8%, а в продажах новых грузовых автомобилей с 34 до 53% (см. таблицу 5).
Таблица 5. Доля лизинга в автопродажах за 2014–2016 годы заметно выросла
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. | 2 490 | 1 601 | 1 426 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 91 | 87 | 114 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 3,6 | 5,4 | 8,0 |
Продажи новых грузовых автомобилей2, тыс. шт. | 88 | 51 | 53 |
Количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. | 30 | 26 | 28 |
Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, % | 34,1 | 50,9 | 53,0 |
Источник: оценка «Эксперт РА», по данным анкет ЛК
Несмотря на существенный рост доли лизинга в продажах легковых автомобилей, данный инструмент по-прежнему значительно уступает кредиту по доле проникновения в автопродажах. Так, по итогам 2016 года на автокредиты пришлось 44% от количества проданных новых легковых автомобилей (см. график 8).
Вместе с тем агентство отмечает, что более значительные позиции лизинг занимает в сегменте легких коммерческих автомобилей не более 3,5 т полной массы (LCV). Согласно анкетированию лизинговых компаний, доля лизинга в продажах легких коммерческих автомобилей выросла с 29% за 2014 год до 36% за 2016 год. При этом в прошлом году наиболее часто передаваемыми в лизинг из LCV стали автомобили марки «ГАЗ», которые составили не менее 60% объема легких коммерческих автомобилей, приобретенных лизингополучателями. «Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали», – добавляет Александр Михайлов, главный исполнительный директор «Европлана».
Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. В результате отдельные автомобильные марки смогли существенно нарастить долю лизинга в продажах. Например, у компании NISSAN в России доля лизинга в корпоративных продажах выросла с 25% за 2013 год до 47% за 2016 год.
Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга. На госпрограмму льготного автолизинга в 2015 году из бюджета было выделено порядка 4 млрд рублей, а в 2016-м – 5 млрд рублей. Совокупные средства позволили передать в лизинг более 63 тыс. автомобилей за последние два года, что, по оценке «Эксперт РА», привело к увеличению объемов нового бизнеса с автомобилями в 2015 году на 18%, в 2016 году – на 14% (см. график 10). Без учета госпрограммы уровень проникновения лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей за два последних года вырос бы с 5 до 8%, а не до 10%. «Стимулирующие меры, предпринимаемые государством, по активизации спроса на продукцию отечественного автопрома и по обновлению сельхозтехники расшевелили бизнесменов уже к концу I квартала 2016 года. Косвенной причиной активизации покупок спецтехники во II квартале стало введение так называемого утилизационного сбора на новую технику. В летние месяцы вместе со снижением бизнес-активности снизились и темпы заключения лизинговых сделок. Но вместе с ним ожидание стремительно приближающегося исчерпания лимитов госпрограммы поддержки автопрома все же положительно сказалось на темпах и объемах заключения сделок в этом сегменте», – отмечает Владимир Наймарк, коммерческий директор «Балтийского лизинга».
В 2017 году по госпрограмме льготного автолизинга Минпромторгом утверждено 10 млрд рублей на субсидии по авансовым платежам. Перезапуск программы совместно со значительным увеличением объема бюджетных субсидий приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые в текущем году смогут показать восстановительный рост вследствие реализации отложенного спроса на фоне стабилизации экономики и эффекта «низкой базы» прошлых лет. По оценкам агентства, в 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50–60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте. «Если смотреть на сегмент в целом, то он на текущий момент выглядит очень многообещающим, в том числе за счет эффекта «низкой базы», – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинга».
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
2 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».