Лизинг и факторинг, 05.04.2017

Автолизинг укрепляет позиции
Поделиться
Facebook Twitter VK


В 2014–2015 годах на фоне сокращения объема нового бизнеса автолизинг оставался наиболее устойчивым сегментом. Автотранспорт по причине его высокой ликвидности стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов роста экономики. На протяжении последних лет, помимо традиционных лидеров, в сегменте лизинга легковых и грузовых автомобилей существенно нарастили сделки госкомпании, которые теперь стабильно входят в топ-5 по объему нового бизнеса с автотранспортом. В результате переориентация лизингодателей на автолизинг привела к тому, что данный сегмент существенно нарастил свои позиции на лизинговом рынке: с 20% за 2013 год до 35% за 2016 год.

Стоит отметить, что укрепление позиций автолизинга происходило в период сокращения автопродаж. Так, за 2014–2016 годы продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, упали на 43%, а продажи новых грузовых автомобилей – на 40%, согласно «АВТОСТАТу». При этом доля лизинга, по нашим оценкам, в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросла за аналогичный период с 4 до 8%, а в продажах новых грузовых автомобилей с 34 до 53% (см. таблицу 5).

Таблица 5. Доля лизинга в автопродажах за 2014–2016 годы заметно выросла

2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. 2 490 1 601 1 426
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 91 87 114
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % 3,6 5,4 8,0
Продажи новых грузовых автомобилей2, тыс. шт. 88 51 53
Количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. 30 26 28
Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, % 34,1 50,9 53,0

Источник: оценка RAEX (Эксперт РА), по данным анкет ЛК

Несмотря на существенный рост доли лизинга в продажах легковых автомобилей, данный инструмент по-прежнему значительно уступает кредиту по доле проникновения в автопродажах. Так, по итогам 2016 года на автокредиты пришлось 44% от количества проданных новых легковых автомобилей (см. график 8).

Вместе с тем агентство отмечает, что более значительные позиции лизинг занимает в сегменте легких коммерческих автомобилей не более 3,5 т полной массы (LCV). Согласно анкетированию лизинговых компаний, доля лизинга в продажах легких коммерческих автомобилей выросла с 29% за 2014 год до 36% за 2016 год. При этом в прошлом году наиболее часто передаваемыми в лизинг из LCV стали автомобили марки «ГАЗ», которые составили не менее 60% объема легких коммерческих автомобилей, приобретенных лизингополучателями. «Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали», – добавляет Александр Михайлов, главный исполнительный директор «Европлана».

Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. В результате отдельные автомобильные марки смогли существенно нарастить долю лизинга в продажах. Например, у компании NISSAN в России доля лизинга в корпоративных продажах выросла с 25% за 2013 год до 47% за 2016 год.

Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга. На госпрограмму льготного автолизинга в 2015 году из бюджета было выделено порядка 4 млрд рублей, а в 2016-м – 5 млрд рублей. Совокупные средства позволили передать в лизинг более 63 тыс. автомобилей за последние два года, что, по оценке RAEX (Эксперт РА), привело к увеличению объемов нового бизнеса с автомобилями в 2015 году на 18%, в 2016 году – на 14% (см. график 10). Без учета госпрограммы уровень проникновения лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей за два последних года вырос бы с 5 до 8%, а не до 10%. «Стимулирующие меры, предпринимаемые государством, по активизации спроса на продукцию отечественного автопрома и по обновлению сельхозтехники расшевелили бизнесменов уже к концу I квартала 2016 года. Косвенной причиной активизации покупок спецтехники во II квартале стало введение так называемого утилизационного сбора на новую технику. В летние месяцы вместе со снижением бизнес-активности снизились и темпы заключения лизинговых сделок. Но вместе с ним ожидание стремительно приближающегося исчерпания лимитов госпрограммы поддержки автопрома все же положительно сказалось на темпах и объемах заключения сделок в этом сегменте», – отмечает Владимир Наймарк, коммерческий директор «Балтийского лизинга».

В 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50–60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте.

В 2017 году по госпрограмме льготного автолизинга Минпромторгом утверждено 10 млрд рублей на субсидии по авансовым платежам. Перезапуск программы совместно со значительным увеличением объема бюджетных субсидий приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые в текущем году смогут показать восстановительный рост вследствие реализации отложенного спроса на фоне стабилизации экономики и эффекта «низкой базы» прошлых лет. По оценкам агентства, в 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50–60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте. «Если смотреть на сегмент в целом, то он на текущий момент выглядит очень многообещающим, в том числе за счет эффекта «низкой базы», – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинга».

1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

2 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».

Аналитика


Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах
Вся аналитика