Содержание |
Резюме
Доля страхования автокаско в структуре директ-страхования без учета ОСАГО выросла впервые с 2008 года. Этому способствовало активное развитие электронных технологий продаж страховых продуктов. Сегмент страхования автокаско стал одним из лидеров по абсолютному приросту (+375 млн рублей) вместе со страхованием выезжающих за рубеж, которое прибавило 393 млн рублей за 2017 год. Объем премий по директ-страхованию без учета ОСАГО достиг 5,3 млрд рублей. По прогнозу «Эксперт РА», сегмент директ-страхования без учета ОСАГО будет расти опережающими рынок темпами в 2018-2019 годах (+10-15% в год).
Объем сегмента директ-страхования без учета ОСАГО в абсолютном выражении прибавил 0,7 млрд рублей и достиг 5,3 млрд рублей по итогам 2017 года. Целью данного обзора является исследование сегмента директ-страхования без учета ОСАГО. Под директ-страхованием «Эксперт РА» понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. Темпы прироста взносов сегмента (15%) продолжают существенно опережать темпы прироста рынка страхования в целом (8,3% за 2017 год по сравнению с 2016-м). Основной вклад в прирост взносов по директ-страхованию в 2017 году обеспечили страхование выезжающих за рубеж (+393 млн рублей) за счет восстановления туристического потока на фоне относительной стабилизации курсов иностранных валют и страхование автокаско (+375 млн рублей) в результате активного развития электронных технологий продаж страховых продуктов.
Более половины объема премий по директ-страхованию продолжает концентрироваться в руках лидеров сегмента. Доля топ-5 лидеров сегмента без учета ОСАГО по итогам 2017 года составила 62% от общего объема директ-страхования и 57,9% за 2016 год. По результатам анкетирования, проведенного «Эксперт РА», лидерами по взносам по итогам 2017 года в сегменте директ-страхования без учета ОСАГО стали Группа Ренессанс Страхование, АО «Тинькофф Страхование» и СПАО «Ингосстрах». Крупнейшими видами страхования по доле взносов в сегменте директ без учета ОСАГО на протяжении двух последних лет являются страхование автокаско (41% за 2017 год), страхование выезжающих за рубеж (32% за 2017 год) и ДМС (10% за 2017 год). При этом доля страхования автокаско в структуре директ-страхования без учета ОСАГО выросла впервые с 2008 года, что стало следствием перехода части продаж в «онлайн».
По прогнозу «Эксперт РА», сегмент директ-страхования без учета ОСАГО продолжит расти опережающими рынок темпами (+10-15% в год). Объем премий без учета ОСАГО достигнет 6 млрд по итогам 2018 года и 6,7-6,9 млрд рублей по итогам 2019 года. Поддержку сегменту окажет активное внедрение страховщиками новых высокотехнологичных решений и усовершенствование клиентских дистанционных сервисов продажного и постпродажного обслуживания (онлайн-магазин по добровольным видам, личный кабинет страхователя и мобильные приложения).
Методология
Под директ-страхованием «Эксперт РА» понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов.
Целью данного обзора является исследование сегмента директ-страхования без учета ОСАГО.
Среди 68 компаний, приславших анкеты для участия в рэнкингах, 48 предоставили данные по директ-страхованию. Оценка объемов директ-страхования производилась на основании суммы взносов по данным анкет компаний, принявших участие в анкетировании, а также экстраполяции результатов с учетом объемов взносов, предположительно не отраженных компаниями в анкете в этом году в связи с невозможностью предоставления таких данных. В процессе оценки не производилась корректировка на объем взносов компаний, не принимавших участие в анкетировании. Таким образом, оценка «Эксперт РА» объемов сегмента «директ-страхование» является консервативной, и реальный объем сегмента может превышать приведенные агентством цифры.
Компаниям, предоставившим данные для исследований, также были заданы дополнительные вопросы с целью проверки и уточнения величин страховых премий, получаемых через колл-центр и интернет.
Чтобы добиться максимальной достоверности, каждая анкета проверялась по следующим трем пунктам:
- соответствие единиц измерения;
- суммы строк в разбивке должны быть меньше или равны итоговым значениям;
- значение взносов сегмента директ-страхования по видам и итого не должны превышать значения премий, полученные суммарно с помощью всех каналов продаж, по этим видам и итого.
Для сравнения полученных данных также были использованы исследования «Эксперт РА» по директ-страхованию за 2008, 2010, 2013, 2014 и 2015 годы.