3.4.Страховые услуги малому бизнесу
Рынок страхования малого бизнеса начал формироваться всего несколько лет назад и пока не достиг сколько-нибудь значительных размеров. Так, по результатам 2005 года 7 крупнейших игроков в этом сегменте собрали взносов на сумму немногим более 1 млрд. рублей (см. табл. 6 и 7). Однако перспективы этого сегмента достаточно велики. Потенциально страхование малого бизнеса в ближайшие несколько лет может вырасти в несколько раз как за счет факторов спроса, так и за счет факторов, действующих со стороны предложения.
Таблица 6. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с малым бизнесом, по объему страховых взносов, млн. руб.
Место | Название компании | Объем страховых взносов, полученных от предприятий малого бизнеса за 2005 г., млн. руб. |
1 | Страховой дом ВСК | 244.00 |
2 | Русский мир | 163.60 |
3 | Адмирал | 67.12 |
4 | Московская Страховая компания | 62.20 |
5 | АльфаСтрахование | 58.19 |
6 | Оранта | 44.76 |
Источник: "Эксперт РА"
Таблица 7. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с ПБОЮЛ, по объему страховых взносов, млн. руб.
Место | Название компании | Объем страховых взносов, полученных от ПБОЮЛ за 2005 г., млн. руб. |
1 | Страховой дом ВСК | 85.24 |
2 | Московская Страховая компания | 21.84 |
3 | Адмирал | 5.13 |
4 | Стандарт Резерв | 0.92 |
5 | Оранта | 0.56 |
6 | Группа РАСО | 0.47 |
Источник: "Эксперт РА"
Точных данных об объемах страхования малого бизнеса не существует. По оценке экспертов
компании "Росгосстрах", около 80% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются услугами
страховых компаний. По оценкам других страховых компаний, доля только малого бизнеса,
охваченного страхованием, находится в пределах 7-10%, 30-40%
(см. интервью с представителями страховых компаний в Приложении).
Тем не менее, все страховщики единодушно сходятся во мнении, что рынок страхования малого бизнеса растет. При этом одним из основных факторов, обусловивших рост интереса предпринимателей к страхованию, стало введение ОСАГО и связанное с ним развитие автострахования. На сегодняшний день к нему прибегают более половины малых предприятий, обращающихся к страховщикам. В 2005 году автострахование принесло половину взносов, полученных от предприятий малого бизнеса, и более 90% от объема взносов, полученных от ПБОЮЛов (см. график 13).
Помимо автострахования интерес малого бизнеса в первую очередь привлекает страхование имущества - зданий и сооружений и производственного оборудования. В первую очередь страхуются офисы и складские помещения. Несколько менее активно страхуются грузы. Основная причина недостаточной развитости сегмента страхования грузоперевозок заключается в нежелании самих страховщиков работать с данным видом рисков - слишком непредсказуемым он им представляется. Среди иных видов страхования наиболее популярным является ДМС.
Перспективными в некотором отдалении представляются программы по страхованию перерывов в производстве. На западе, где страхование уже стало нормой для малого бизнеса, с учетом экономических колебаний это направление является одним из наиболее востребованных. Существенный потенциал роста имеет также страхование ответственности за качество продукции и услуг, и в первую очередь для малых предприятий пищевой промышленности и торговли, на которые уже сейчас суммарно приходится порядка трети от общего объема взносов (см. табл. 8). Особенно актуальным это направление станет в том случае, если государство сделает его в том или ином виде обязательным.
Таблица 8. Доля малых предприятий различных секторов в общем объеме собранных за 2005 год взносов
Малый бизнес, в % от общего объема | Место по доле в общих взносах, полученных от малого бизнеса | ПБОЮЛы, в % от общего объема | Место по доле в общих взносах, полученных от ПБОЮЛов | |
Подраздел DN. Прочие производства* | 37,71 | 1 | 75,39 | 1 |
Раздел G. Оптовая и розничная торговля | 17,84 | 2 | 9.74 | 2 |
Подраздел DA. Производство пищевых продуктов | 10,91 | 3 | 4.27 | 3 |
Подраздел DD. Обработка древесины и изделий из дерева | 8,51 | 4 | - | - |
Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность | 6,61 | 5 | - | - |
Раздел F. Строительство | 4,74 | 6 | 3.99 | 4 |
Раздел I. Транспорт и связь | 3,84 | 7 | 3.16 | 6 |
Подраздел DB. Текстильное и швейное производство | 3,50 | 8 | - | - |
Подраздел DJ. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 1,85 | 9 | - | - |
Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство | 1,81 | 10 | 3.25 | 5 |
Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 0,98 | 11 | - | - |
Раздел J. Финансовая деятельность | 0,63 | 12 | 0,21 | 7 |
Подраздел DH. Производство резиновых и пластмассовых изделий | 0,50 | 13 | - | - |
Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,39 | 14 | - | - |
Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 0,19 | 15 | - | - |
*Производство мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов, швейная фурнитура оптом и др.
На сегодняшний день страхование наиболее популярно у предприятий,
занимающихся производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров,
игрушек, пишущих принадлежностей (на них суммарно приходится более трети
взносов), а также предприятий оптовой и розничной торговли и пищевой
промышленности. Определенный интерес к страхованию проявляют компании,
специализирующиеся на обработке древесины, работающие в области
целлюлозно-бумажной промышленности, занимающиеся издательской и полиграфической
деятельностью, а также компании, занимающиеся строительством, производством
текстильной и швейной продукции.
Что касается ПБОЮЛов, то помимо трех основных направлений для них еще характерно сравнительно более активное сотрудничество со страховщиками представителей сельскохозяйственной отрасли.
В целом же распределение взносов достаточно неравномерное, что дополнительно указывает на то, что страхование пока что не является услугой, широко используемой предприятиями малого бизнеса.
Сохраняется региональная диспропорция в охвате страховыми услугами предприятий малого бизнеса (см. график 14).
Наиболее охвачены страховыми услугами предприятия Центрального региона (включая Москву) - на них приходится около 40% от объема всех собранных взносов. Сравнительно охваченными страхованием малого бизнеса областями можно считать Юг, Поволжье и Северо-Запад страны, в то время как Урал и Дальний Восток пока практически выпадают из сферы работы страховщиков с малыми предприятиями. Сегодняшняя региональная политика страховых компаний в сегменте малого бизнеса пока оставляет им достаточно много простора для развития и совершенствования. Тем более что предпосылок для развития страхования малого бизнеса более чем достаточно.
Бизнес, который ведут малые предприятия, становится все более цивилизованным, руководство предприятий - более экономически грамотным и все больше осознает преимущества страхования. Кроме того, малые предприятия все активнее сотрудничают с банками и лизинговыми компаниями, которые в большинстве случаев требуют от них соответственного страхования залога и передаваемого в лизинг имущества. Значительный стимул развитию малого бизнеса и активизации его сотрудничества со страховщиками придает улучшение общеэкономической ситуации в стране и совершенствование налогового законодательства, позволяющее малым предприятиям понемногу начинать выходить из "тени". Тем более что согласно ст. 255 гл. 25 НК страховые взносы предприятий по определенным договорам добровольного страхования относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль. При всем при этом существует несколько факторов, тормозящих развитие страхования малого бизнеса. Со стороны спроса - неготовность предпринимателей платить за эту услугу. Хотя именно она могла бы продлить срок их жизни. А большинство из тех, кто все-таки прибегает к страхованию, пока что предпочитают заключать договора на небольшие суммы - ко всему новому у нас привыкают не сразу. Так, 45% договоров заключается на сумму до 1 млн. рублей, более 60% - до 5 млн. рублей (см. график 15). С другой стороны - изначальное нежелание многих страховщиков работать на этом сегменте из-за непрозрачности предприятий малого бизнеса и серьезных трудностей, связанных с оценкой потенциального и реального убытка по предприятиям, ведущим отчетность по упрощенной системе налогообложения. Тем не менее малый бизнес и страховщики чем дальше, тем больше поворачиваются
лицом друг к другу. Малые предприятия уже начинают заключать договора на существенные для них
суммы - доля страховых взносов по договорам на суммы свыше 5 млн. рублей составляет порядка
2/3 Страховые компании, в свою очередь, также начинают активно развивать данное направление: предлагают специальные типовые комплексные услуги и сразу же выходят с ними в регионы. Для завоевания этого сегмента и получения с него существенных доходов страховым компаниям потребуется широкая региональная сеть, большой штат агентов, организация оперативной работы по заключению договоров и возмещению убытков. |
|