В силу значимых масштабов деятельности, больших ресурсов и возможности более гибкого влияния на ценообразование крупным застройщикам будет относительно легче справиться с вызовами новых требований законодательства.
Мы ожидаем, что рынок будет развиваться по пути укрупнения за счет перехода строительных площадок к крупным группам, обладающим достаточными финансовыми ресурсами.
Однако более высокая концентрация объемов жилищного строительства в руках крупнейших застройщиков не означает, что они будут строить новые объекты с теми же темпами, как планировали это прежние владельцы. Главными ограничениями будут являться объем спроса, технологические возможности резкого увеличения объемов строительства и предельная емкость консолидаторов в привлечении долга. Также крупные игроки могут отказываться от проектов в регионах с невысоким IRR. Поэтому укрупнение рынка будет сопровождаться сжатием предложения и ростом цен.
Указом президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задана цель по увеличению объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. По итогам 2017 года, по данным Росстата, суммарный ввод жилых помещений в эксплуатацию составил 79 млн кв. м. Новая норма о повышении взносов в компенсационный фонд в среднесрочном периоде может привести к замедлению темпов строительства в стране на фоне роста цен. Если политическая задача по резкому росту ввода жилья для регулятора будет приоритетнее снижения рисков работы с ДДУ, то введение новой нормы могут отложить, чтобы не выдавливать с рынка мелких застройщиков, обеспечивающих темпы строительства в регионах, куда крупные игроки могут и не прийти.