24.04.2009

Компании и банки
Поделиться
VK


Основные игроки в рамках каждого направления факторинга сформировались. Хотя совершенно не исключено, что в банковском факторинге уже в следующем году мы увидим новых лидеров.

Тенденция прошлого года — выделение факторинговых бизнесов из банков продолжается. Об этом сейчас говорят в "Пробизнесбанке", БСЖВ и др. С одной стороны, факторинговые операции в банковском законодательстве слабо регламентированы, но с другой стороны, те требования, которые ЦБ предъявляет к стандартным банковским операциям, для факторинговых становятся просто запретительными.

Как уже не раз говорилось, особенностью факторинга является то, что он представляет собой набор таких услуг, каждую из которых можно получить не только в факторинговых компаниях: финансирование — в банках и других финансовых институтах, страхование — в страховых компаниях, коллекторские услуги — в коллекторских компаниях. Если со стороны банковских кредитных организаций уже давно можно было наблюдать конкуренцию, то со стороны страховых компаний и коллекторских агентств она только-только начала проявляться.

Компании и банки

В разделе "Российский рынок факторинга по итогам первой половины 2006 года" мы обозначили две основные группы игроков рынка: это компании, развивающие в основном так называемый "полный" факторинг и компании, предлагающие инвойс дискаунтинг. К первой группе в основном относятся специализированные факторинговые компании, а также ряд банков. Первая группа участников в основном сформировалась, хотя приход в эту группу новых игроков весьма вероятен. Вторая группа менее ясна и более подвижна. Здесь насчитывается более 100 банков, и их число пока продолжает расти.

Обе группы достаточно тесно переплетены, и иногда компании переходят из одной группы в другую. Активный процесс "брожения" мы будем наблюдать ещё какое-то время. Но в целом компании в рамках каждого направления сформировались, нащупали основные ниши своей деятельности.

Серьезной конкуренции между специализированными компаниями и банками с одной стороны и другими банками нет. До ситуации конкуренции, напоминавшей бы, так называемый "красный океан", по словам Барри Роджерса, российскому рынку факторинга ещё далеко.

У компаний разные продукты и, как следствие, разные целевые аудитории. Банки работают в основном с крупным бизнесом, специализированные факторинговые компании — в основном со средним и малым. Крупный бизнес — прозрачен, риски минимальны. С малым бизнесом банки пока не готовы активно работать.

НФК в стратегическом плане делает ставку на крупный и средний бизнес, а также на малый бизнес "с амбициями дорасти до среднего", объясняя это тем, что эти предприятия заинтересованы в оценке надежности потенциальных дебиторов, организации учета продаж и дебиторской задолженности, защите от кредитных рисков и рисков ликвидности, контроле над своевременной оплатой, сбором задолженности и прочее. Именно за так называемые нефинансовые услуги быстрорастущие компании готовы платить больше, чем просто за финансирование уступаемых Фактору денежных требований.

Таблица 5 Средний объем уступленной дебиторской задолженности, приходящейся на одного клиента, тыс. руб.

Фактор Средний объем уступленной дебиторской задолженности, приходящейся на одного клиента, тыс. руб.
Петрокоммерц 259994,83
Транскапиталбанк 43011,29
Промсвязьбанк 41616,57
Национальная факторинговая компания 36355,16
Союз 34136,74
НОМОС-БАНК 32501,84
ТрансКредитФакторинг 25193,74
Еврокоммерц 23068,79
РОСПРОМБАНК 17407,41
Северная Казна 12242,86
Курскпромбанк 11897,40
Вятка-банк 11550,47
СИСТЕМА 11287,12
Церих 11111,11
Казанский банк 8937,50
В среднем 36748,57
Источник: "Эксперт РА"

Компания "Еврокоммерц" ориентируется на более массовый сегмент — малый и средний бизнес, поскольку считает, что в условиях ограниченных ресурсов, малому бизнесу выгоднее аутсорсить вышеперечисленные функции третьей компании — факторинговой. Григорий Карповский отмечает, что многие компании в России пока не привыкли к аутсорсингу. "В первую очередь не приучены к аутсорсингу крупные компании. Это происходит, во-первых, по причине того, что крупные игроки имеют больше ресурсов для решения всех задач собственными силами, во-вторых, эффект от аутсорсинга в крупной компании заметен гораздо меньше, чем в компании малой, где эффект находит практически моментальное отражение на объемах продаж. Именно поэтому, а также потому, что собственные возможности в небольшой организации ограничены, "нефинансовые услуги" факторинга востребованы в первую очередь, малым бизнесом", — говорит он.

В Великобритании, в стране, где факторинг наиболее развит из всех европейских держав, более 50% клиентов Факторов — с оборотом до 1,5 млн евро в месяц, во Франции также преимущественно факторингом пользуются предприятия малого и среднего бизнеса с оборотом от 250 тыс. евро в месяц до 1 млн евро в месяц.

Как оценить, оказанием какой услуги в действительности занимается банк или факторинговая компания.

Можно смотреть на число договоров в портфеле: если за достаточно длительный срок банк не набрал больше одного-двух десятков клиентов, то речь, скорее всего, идет, об инвойс дискаунтинге (см. таблицу 3). Можно смотреть на объемы сделок: если сумма профинансированной поставки превышает, например, миллиард рублей, то речь опять же идет, скорее всего, об инвойс дискаунтинге (см. таблицу 5).

Если ставки по факторингу не сильно превосходят кредитные ставки или даже ниже (встречается и такое), то, скорее всего, компания предлагает просто финансирование под дебиторскую задолженность и ничего более, при этом дебитор, скорее всего, очень хорошего качества, т.е. его финансовая устойчивость ни у кого не вызывает сомнений.

Как мы уже говорили, особенностью факторинга является то, что он представляет собой набор таких услуг, каждую из которых можно получить не только в факторинговых компаниях. Финансирование можно получить в банке или другом финансовом институте, страхование — в страховых компаниях, коллекторские услуги — в коллекторских компаниях.

Одним из конкурентных преимуществ факторинговых компаний, развивающих "полный" факторинг, является то, что эти институты в России ещё не развиты. Но тем не менее они появляются и в обозримом будущем могут составить серьезную конкуренцию факторинговым компаниям. Хотя сильной стороной факторинга является его комплексность и более низкие издержки каждой отдельно взятой услуги, то есть если посчитать затраты на одновременное пользование услугами в различных компаниях, то получится, что получать все услуги в одной — факторинговой — выйдет дешевле.

Обсудить на форуме

Условия использования и ограничение ответственности