- Рынок растет, но более медленно, чем в прошлом году
- Развивается "полный" факторинг, что видно на примере роста безрегрессного факторинга
Сейчас становится все больше Факторов, готовых принимать на себя кредитные риски. "Это происходит благодаря тому, — считает Александр Морозов, — что факторинговые компании и банки разрабатывают и на практике применяют методики, позволяющие оценивать риски по все большему числу компаний (это не только классический кредитный анализ: финансовое состояние, баланс — это, скорее, скоринговые методики оценки). Существуют, конечно, свои ограничения, например, кто-то не берет риски по государственным компаниям — потребителям продукции, кто-то — по каким-то регионам, где он не может отследить платежеспособность. Тем не менее, есть уже подход, который близок к страхованию кредитных рисков".
Раньше организации, которые занимались факторингом, не могли достаточно адекватно оценить риски своих контрагентов, поэтому работали в основном с крупными компаниями или компаниями-дебиторами, являвшимися клиентами банка.
В перспективе большая доступность и разработанность методик оценки компаний-поставщиков и компаний-покупателей даст дополнительный импульс развитию "полного" факторинга.
Ведь смысл факторинга как раз и заключается в предоставлении комплекса услуг. Поставщик в результате передачи своей дебиторки на аутсорсинг при классическом факторинге, развитом в Европе, получает финансирование, сбор, страхование от невозвратов — вот ниша факторинга.
Регрессный факторинг, финансирование под уступку дебиторки, по большей части является аналогом краткосрочного кредитования, хотя, конечно, имеет своего потребителя, имеет свои плюсы по сравнению с другими кредитными продуктами, но фактически — это тот же самый кредитный продукт. У каждого кредитного продукта, будь то проектное финансирование, короткие кредиты или овердрафты, есть свои потребители. И они не пересекаются.
- Расширяются отрасли, ранее не обслуживавшиеся по факторинговым операциям, например, энергетика, лесная отрасль
Факторы рассматривают все более широкий круг потенциальных потребителей этой услуги. При этом Факторы (это относится, прежде всего, к банкам) готовы подстраивать свои схемы под запросы клиентов, хотя это касается преимущественно VIP-клиентов. При этом некоторые Факторы принимают на себя бОльшие риски. "Например, — рассказывает Александр Морозов, — некоторые Факторы допускают платежки не на транзитный, а на расчетный счет с последующим списанием, что приводит к росту управленческих рисков. Чаще всего это происходит в случаях работы по закрытому факторингу". И таких примеров довольно много.
- Растет срок отсрочки платежа
Это можно заметить не только по сообщениям участников рынка, но и по опережающему росту остатков на счетах (47803) по отношению к темпам роста оборотов.
Факторы роста
- Благоприятная экономическая ситуация
- Ненасыщенный спрос, прежде всего в регионах
Взоры большинства участников рынка факторинга сейчас устремлены в регионы, поскольку рынок там в основном остается неохваченным. "Мы активно идем в регионы. Изначально мы ставили перед собой задачу к концу 2006 года довести долю филиалов в факторинговом портфеле банка до 30%. На сегодняшний день можно сказать, что план уже практически выполнен — доля филиалов в портфеле факторинговых операций "Промсвязьбанка" в течение 2006 г. выросла с 14 % до 27 %. В будущем мы планируем увеличить долю регионов до 50%", — рассказывает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций "Промсвязьбанка". Некоторым мало и территории России. "У нас сейчас 40 филиалов, к концу года их будет 50. В России мы присутствуем уже во всех крупных городах. Сейчас активно выходим на рынки стран СНГ, где собираемся стать лидерами, точно так же как и в России", — говорит Григорий Карповский.
- Крупные корпорации постепенно отказываются от авансирования (то есть предоплаты
за получаемую продукцию) в пользу предоставления им отсрочки.
На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.
- Ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга
- Неудовлетворенный спрос на международный факторинг
Сдерживающие факторы
- Непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга и, в частности,
разницы между классическим факторингом и инвойс дискаунтингом
Факторинг в России — небольшая, но быстро развивающаяся и очень прибыльная область бизнеса. При этом уровень знаний об этой услуге среди потенциальных клиентов достаточно низок. Проблема заключается и в стоимости услуги. Эта услуга дороже, чем обычный кредит, а люди привыкли реагировать на цены", — сетует Барри Роджерс. По мнению Барри Роджерса, факторинг, как и любой продукт, будет развиваться тогда, когда люди будут узнавать о нем. "В России этот продукт до сих пор рекламировался неактивно. Было сделано недостаточно маркетинговых шагов для его продвижения и популяризации", — считает он.
- Инерционность мышления (медленно и тяжело перестраиваемый российский менталитет)
Егор Газетин рассказывает, что все ещё нередки случаи, когда взаимопонимание, например, с коммерческим директором достигнуто, а главный бухгалтер упирается и говорит, что он всегда работал с банком по овердрафту и переходить на какой-то там факторинг не желает! "Для бухгалтерии этот вопрос очень тяжелый, потому что они не знают, как отражать факторинг у себя на балансе, как готовить счета-фактуры, как выставлять счета на оплату", — говорит Егор Газетин.
Но, безусловно, в регионах проблема непонимания сути факторинга стоит острее, чем в двух столицах.
- Противоречивое законодательство
- Противоречивая судебная практика
- Дефицит кадров (подробнее в разделе "Кадры")