Банки, 24.10.2017

Методология
Поделиться
Facebook Twitter VK


Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) проводит ежегодные исследования рынка интернет-банкинга с 2011-го. В рамках исследований формируются рейтинги по функциональной оснащенности и защищенности систем интернет-банкинга для физических лиц.

Участие в исследовании функциональности системы интернет-банкинга позволяет расширить базу активных пользователей дистанционного банковского обслуживания за счет предоставления действующим и потенциальным клиентам независимой оценки уровня функциональности системы и ее соответствия современным стандартам качества на рынке интернет-банкинга.

Под интернет-банкингом понимается предоставление пользователю (потребителю банковских услуг) доступа к дистанционным банковским сервисам (включая доступ к счетам и осуществление операций по ним) с любого компьютера, имеющего соединение с сетью Интернет, через браузер.

Под мобильным банкингом понимается разновидность интернет-банкинга, предусматривающая предоставление доступа к дистанционным банковским сервисам через специальное приложение для какой-либо мобильной платформы (на базе iOS, Android OS, WindowsPhone и других).

Анализ проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (влияние на место в рейтинге – 21%), внутренние операции и сервисные функции (58%), информационная и финансовая безопасность (21%). Удобство и дизайн интерфейса, надежность банка, число зарегистрированных пользователей и доля банка на рынке не оказывали влияния на место в рейтинге функциональности интернет-банкинга.

Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Также оценивалась возможность погашения кредитов в других банках. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также возможность получения отчетов об операциях по карточным, текущим, депозитным и ссудным счетам. К категории сервисных функций отнесена автоматизация операций пользователя. В сервисных функциях учитываются возможности управления лимитами по карте, сервисы PFM и PFP (персональный бюджет и финансовое планирование), управление предоставленными пользователю услугами и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения. Кроме того, оценивается наличие деморежима с имитацией реальной работы, который, во-первых, позволяет потенциальному клиенту предварительно ознакомиться с функционалом системы, во-вторых, способствует проверке заявленных функциональных возможностей агентством.

Информационная и финансовая безопасность системы интернет-банкинга учитывает способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба. В качестве наиболее весомых параметров защиты предоставляются отдельные пароли на каждую совершаемую пользователем операцию, а также предусмотрена возможность установления лимитов по операциям. Как и способы предотвращения мошеннических действий со стороны третьих лиц, с существенным весом учитываются контроль смены сим-карты пользователем и автоматический выход из системы интернет-банкинга при длительной неактивности.

Исходными данными для оценки функциональности системы интернет-банкинга для физических лиц послужили анкета по форме агентства, интернет-сайт банка, демоверсия системы интернет-банкинга (при наличии), СМИ и другие открытые источники.

Ответы на вопросы анкеты переводились в баллы, которые взвешивались и суммировались для получения обобщающего результата по категориям оценки функциональности системы. Ответы по количественным вопросам нормировались и сглаживались для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ «да» или «нет»).

Агентство проводило проверку анкет путем тестирования демоверсии систем интернет-банкинга (при наличии) или на основании публичной информации о системах. По ее результатам были сделаны корректировки баллов и начислены штрафные баллы в случае несоответствия предоставленных данных действительности.

В анкетировании приняли участие 31 российский банк и 2 аутсорсинговые компании. Выражаем признательность всем банкам и компаниям, принявшим участие в исследовании: «Система Faktura.ru», АО «Банк Русский Стандарт», ПАО «СКБ-банк», «Система HandyBank», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «БИНБАНК», «ВТБ 24» (ПАО), ПАО «Совкомбанк», ПАО «АК БАРС БАНК», «РНКБ Банк» (ПАО), АКБ «Абсолют Банк» (ПАО), ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК», ПАО «РОСБАНК», АО «Райффайзенбанк», ПАО «Банк «ЗЕНИТ», КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК» (АО), ПАО «ЧЕЛИНДБАНК», ООО «Экспобанк», ПАО «Банк «ФК Открытие», «Банк «КУБ» (АО), ПАО «ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК», ПАО «Крайинвестбанк», «КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), ПАО «АКБ «Урал ФД», ПАО «АКБ «Связь-Банк», «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО), ПАО «СКБ Приморья «Примсоцбанк», «КБ «Кубань Кредит» (ООО), «АККСБ «КС БАНК» (ПАО), «СДМ-Банк» (ПАО), ООО «КБ «СОЮЗНЫЙ».


Аналитика


Индекс здоровья банковского сектора на 1 октября 2019 года

По итогам III квартала 2019 года индекс здоровья банковского сектора продолжает стагнировать. На 01.... 25.11.2019
Индекс здоровья банковского сектора на 1 октября 2019 года

Обзор рынка потребительского кредитования по итогам 1-го полугодия 2019 года: скрытая угроза

Портфель потребительских кредитов демонстрировал повышенные темпы роста и прибавил 46 % за последние... 03.10.2019
Обзор рынка потребительского кредитования по итогам 1-го полугодия 2019 года: скрытая угроза

Обзор банковского сектора за 1-е полугодие 2019 года: рентабельность не гарантирована

В 1-м полугодии 2019 года, несмотря на слабый приток привлеченных средств, наблюдался рост кредитова... 01.10.2019
Обзор банковского  сектора за 1-е полугодие 2019 года: рентабельность не гарантирована

Индекс здоровья банковского сектора на 1 июля 2019 года

Устойчивое снижение индекса здоровья банковского сектора, наблюдавшееся с III квартала 2018 года по... 29.08.2019
Индекс здоровья банковского сектора на 1 июля 2019 года

Индекс здоровья банковского сектора на 1 апреля 2019 года

Индекс здоровья банковского сектора устойчиво снижается, начиная с третьего квартала 2018 года. Тенд... 15.05.2019
Индекс здоровья банковского сектора на 1 апреля 2019 года
Вся аналитика