en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Перевод кредитных рейтингов по национальной шкале иностранного государства в национальную рейтинговую шкалу РФ
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 

Рынок банковских гарантий: остаются только крупные

Регулятивные нововведения и рост конкуренции затрудняют для банков наращивание процентных доходов, поэтому банки все активнее борются за комиссионные доходы. Один из драйверов комиссионных доходов – вознаграждения за предоставление гарантий, их доля в комиссиях выросла с 5% в 2010 до 7% в 2013 году. Но использовать этот потенциал смогут далеко не все: с 2014г. возможность предоставлять гарантии по госконтрактам потеряли 2/3 банков, и больше всех от нововведения выиграет Сбербанк России.

С 01.01.14 вступил в силу ФЗ-44, согласно которому ужесточены требования к банкам, чьи гарантии принимаются в качестве обеспечения заявок и исполнения госконтрактов. Такие банки обязаны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. Слабая динамика корпоративного кредитования и борьба с дорогими потребкредитами ограничивают перспективы роста процентного дохода. В этой связи для банков повышается значимость всех компонентов комиссионных доходов. Но рассчитывать на комиссионный доход от выдачи гарантий по госконтрактам с 01.01.14 могут только банки, имеющие капитал не менее 1 млрд. руб. Эта мера стала третьим ужесточением: от обеспечения по госконтрактам ранее в два этапа (в 2009 и в 2010 гг.) от рынка были отсечены страховые компании (см. приложение 1).

Отсечение небольших банков от предоставления гарантий по госконтрактам не позволит ни повысить надежность гарантий, ни избавить рынок от «серых» гарантий. Как показывают отзывы лицензий и санации последних 5 лет, отождествлять понятия «крупный банк» и «надежный банк» некорректно. Преследуя цель повысить надежность банковских гарантий, правильнее было бы опираться на рейтинги кредитоспособности банков. Если же целью нововведения была борьба с «серыми» гарантиями, то она не может быть решена за счет отстранения от предоставления гарантий небольших банков. Резервы по гарантиям не уменьшают налогооблагаемую прибыль банка, при этом на Н1 гарантии оказывают сильное давление. Это побуждает не отражать выданные гарантии на внебалансовых счетах, что приводит к росту так называемых «серых» гарантий. Наименьший уровень достаточности капитала демонстрируют крупные частные банки из топ-50 (среднее значение Н1 около 12% на 01.01.13). Мера, которая позволила бы добиться успеха в борьбе с «серыми» гарантиями – единый реестр выданных гарантий.

Основные признаки «серых» гарантий: 1) оплата за банковскую гарантию идет не на счет в банк 2) низкая стоимость гарантии 3) банк не запрашивает учредительных документов и отчетность клиента.

Хотя в масштабах страны влияние нововведения не так велико, в некоторых регионах, где есть в основном небольшие региональные банки и Сбербанк, конкуренция может снизиться. На 01.01.14 около 345 банков удовлетворяют новым требованиям к капиталу (более 1 млрд. руб.), при этом за 2013 год 762 банка имели доходы от выдачи гарантий. Однако говорить о переделе рынка с годовым объемом доходов около 57 млрд. руб. не приходится. В объеме доходов от выдачи банковских гарантий и поручительств за 2013 доля банков с капиталом менее 1 млрд. руб. составила около 6%. В 2014 году в отдельных регионах РФ стоимость гарантий будет расти быстрее инфляции: скажется снижение конкуренции из-за сокращения числа банков, предоставляющих гарантии в рамках госконтракта.

Основным бенефициаром нововведения станет Сбербанк. Объем выданных Сбербанком гарантий растет почти в 2 раза быстврее среднерыночных темпов: за период с 01.01.13 по 01.01.14 крупнейший банк страны нарастил портфель гарантий на 41%, тогда как в среднем по рынку прирост составил 21% (см. таблицу 1). Если в среднем в 2010 году доля Сбербанка в объеме выданных гарантий составляла 17%, то на начало 2014 года – около 27%. Часто в небольших городах есть подразделения только Сбербанка и 2-3 небольших региональных банков, с капиталом менее 1 млрд. руб. Именно за счет таких регионов у крупнейшего банка страны есть возможность увеличить свою долю. На руку Сбербанку приемлемый запас по Н1 (в отличие от крупных частных банков, см. таблицу 2) и наличие крупнейшей в стране торговой площадки Сбербанк-АСТ. По прогнозам «Эксперт РА», доля Сбербанка на рынке банковских гарантий к концу 2015 года приблизится к 30%.

 

 

 

 

Таблица 1. Рэнкинг банков по объему выданных действующих гарантий на 01.01.14

Открыть таблицу в новом окне
Место по объему выданных гарантий на 01.01.14 Наименование банка Рейтинги кредитоспособности банков, присвоенные «Экспертом РА» Выданные гарантии и поручительства на 01.01.14 , млн. руб. Темпы прироста выданных гарантий и поручительств 01.01.13 по сравнению с 01.01.14 Доля на рынке гарантий на 01.01.14
1 ОАО "Сбербанк России" - 1 248 567 41,50% 26,60%
2 ОАО Банк ВТБ - 712 719 64,00% 15,20%
3 ГПБ (ОАО) А++ 500 397 11,90% 10,70%
4 ОАО "Банк Москвы" - 268 984 74,60% 5,70%
5 ОАО "АЛЬФА-БАНК" - 160 388 -34,60% 3,40%
6 "НОМОС-БАНК" (ОАО) - 138 578 12,50% 3,00%
7 ЗАО ЮниКредит Банк - 99 989 -15,80% 2,10%
8 ОАО "Промсвязьбанк" - 92 571 21,50% 2,00%
9 ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" А++ 70 166 72,90% 1,50%
10 ЗАО "Райффайзенбанк" - 68 905 -2,90% 1,50%
11 ОАО "Россельхозбанк" - 64 755 110,00% 1,40%
12 ВТБ 24 (ЗАО) - 55 679 3071,30% 1,20%
13 ОАО АКБ "РОСБАНК" - 52 394 -17,90% 1,10%
14 ОАО "АБ "РОССИЯ" А++ 47 138 11,10% 1,00%
15 ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК" - 42 088 -7,70% 0,90%
16 АКБ "РосЕвроБанк" (ОАО) - 40 763 16,10% 0,90%
17 ОАО "Банк "Санкт-Петербург" А++ 39 663 -8,10% 0,80%
18 ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК А+ 39 346 14,90% 0,80%
19 "ТКБ" (ЗАО) А++ 33 247 3,40% 0,70%
20 ОАО "УРАЛСИБ" - 26 733 -42,40% 0,60%
21 ОАО Банк "ОТКРЫТИЕ" - 25 116 -15,70% 0,50%
22 ЗАО АКБ "НОВИКОМБАНК" А+ 24 592 7,40% 0,50%
23 ОАО Банк ЗЕНИТ - 24 322 6,80% 0,50%
24 ОАО "АК БАРС" БАНК - 23 974 -30,50% 0,50%
25 АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) - 23 961 55,00% 0,50%
26 ООО "Дойче Банк" - 22 388 16,60% 0,50%
27 ОАО "БИНБАНК" А+ 18 649 29,30% 0,40%
28 ОАО "ФОНДСЕРВИСБАНК" - 18 449 -22,00% 0,40%
29 ОАО "МИнБ" А 18 239 23,20% 0,40%
30 ОАО "МДМ Банк" - 18 019 -53,70% 0,40%

Источник: Эксперт РА по данным Банка России

 

Таблица 2. Рэнкинг банков по активам на 01.01.14

Открыть таблицу в новом окне
  Наименование банка Рейтинги кредитоспособности банков, присвоенные «Экспертом РА» Н1 на 01.01.2014, % активы на 01.01.2014, млрд. руб.
1 ОАО "Сбербанк России" - 12.96 16 449
2 ОАО Банк ВТБ - 12.41 5 348
3 ГПБ (ОАО) А++ 11.43 3 575
4 ВТБ 24 (ЗАО) - 11.00 2 031
5 ОАО "Россельхозбанк" - 15.28 1 826
6 ОАО "Банк Москвы" - 12.01 1 664
7 ОАО "АЛЬФА-БАНК" - 12.65 1 487
8 "НОМОС-БАНК" (ОАО) - 12.09 937
9 ЗАО ЮниКредит Банк - 14.51 916
10 ОАО "Промсвязьбанк" - 11.96 742
11 ЗАО "Райффайзенбанк" - 13.51 715
12 ОАО АКБ "РОСБАНК" - 13.26 694
13 ОАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" А++ 12.12 447
14 ОАО "Банк "Санкт-Петербург" А++ 13.91 418
15 ОАО "АБ "РОССИЯ" А++ 12.46 414
16 ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр" - 21.69 411
17 ЗАО КБ "Ситибанк" - 17.36 378
18 ОАО "УРАЛСИБ" - 12.26 374
19 ЗАО "Банк Русский Стандарт" - н.д. 370
20 ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК А+ 12.58 367

Источник: Эксперт РА по данным Банка России

 

Приложение 1. История развития рынка страхования ответственности по госконтрактам

Таблица. История развития рынка страхования ответственности по госконтрактам

Дата Событие Комментарий
1 января 2006 года Вступление в силу 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Страхование ответственности по госконтрактам становится одним из трех возможных способов обеспечения выполнения обязательств по госконтрактам (наряду с банковской гарантией и денежным залогом).
23 августа 2009 года Вступление в силу поправок к 94-ФЗ. Заказчик может не принимать в качестве обеспечения обязательств по госконтрактам страхование ответственности. Падает спрос на страхование ответственности по госконтрактам. Растет предложение со стороны страховых компаний по выдаче банковских гарантий в качестве обеспечения обязательств по госконтрактам.
2 августа 2010 года Вступление в силу поправок к 94-ФЗ. Страхование исключается из числа способов обеспечения выполнения обязательств по госконтрактам, не принимаются в качестве обеспечения также банковские гарантии, выданные страховыми компаниями Рынок страхования ответственности по госконтрактам практически закрывается. Исключения – государственные корпорации, проводящие тендеры не по 94-ФЗ

Источник: «Эксперт РА»

 



Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!