Рейтинговые действия, 05.05.2025

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг компании ПАО «ТрансФин-М» на уровне ruA с позитивным прогнозом

Москва, 5 мая 2025 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «ТрансФин-М» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу - позитивный.

Рейтинг кредитоспособности ПАО «ТрансФин-М» обусловлен умеренно сильной оценкой риск-профиля отрасли, рыночных и конкурентных позиций, высокими показателями рентабельности и ликвидности, комфортной долговой нагрузкой и невысоким уровнем корпоративных рисков. Присвоение позитивного прогноза обусловлено ожиданием агентства по сохранению операционных и финансовых показателей в прогнозном периоде в рамках ожиданий агентства (метрик рентабельности, долговой нагрузки и показателя покрытия процентных платежей), а также успешное регулирование всех потенциальных репутационных рисков после смены структуры собственности и корпоративного управления.

ПАО «ТрансФин-М» (далее – ТФМ, компания) специализируется на железнодорожных перевозках и операционной аренде железнодорожной техники и спецтехники. Наряду с такими дочерними предприятиями как ООО «Атлант» – частный оператор железнодорожного подвижного состава, работающий на территории РФ, ООО «ТФМ-Спецтехника» и прочие компания образует Группу ТФМ. По итогам 2024 года доля услуг по железнодорожному оперированию в структуре консолидированной выручки ТФМ составила около 60%. По состоянию на 31.12.2024 (далее – отчётный период) компания управляет парком из 61 тыс. вагонов, в том числе полувагонами, крытыми вагонами, цистернами и вагонами-платформами. Клиентами ПАО «ТрансФин-М» являются в том числе ведущие российские предприятия из угольной, металлургической и прочих промышленных отраслей. По оценкам компании, ПАО «ТрансФин-М» занимает шестое место на рынке среди частных операторов РФ по парку полувагонов в оперировании и второе место по парку крытых вагонов. По итогам 2024года доля операционной аренды и эксплуатации спецтехники в структуре консолидированной выручки составили около 25% и 14%, соответственно.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по отчетности по стандартам МСФО ПАО «ТрансФин-М».

Обоснование рейтинга

Умеренно сильная оценка риск-профиля отрасли. Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании, оценивая устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. В течение 2024 года компания продолжала активно наращивать свой парк за счет сделок M&A несмотря на возрастающие геополитические риски. ТФМ приобрела парк из 5 тыс. инновационных полувагонов в интересах дочерней операторской компании «Атлант» с учетом прогнозов по списанию подвижного состава в ближайшие годы. Все приобретенные вагоны повышенной грузоподъемности и обеспечены арендными контрактами. Профиль ставок на оперирование полувагонами благоприятен для компании, планомерное обновление парка способствуют повышенной устойчивости к ухудшению макроэкономических условий.

Умеренно сильные рыночные и конкурентные позиции. Компания входит в топ-10 крупнейших игроков по перевозкам грузов по итогам 2024 года. Грузовая база ТФМ по итогам 2024 года состояла на 63% из каменного угля и 15% - металлургических грузов. Загрузка универсального парка и его степень износа примерно соответствует среднерыночным значениям, что оказывает сдерживающее влияние на оценку фактора. Клиентская база диверсифицирована, по итогам 2024 года, доля крупнейшего контрагента в выручке составляла менее 10%. С рядом крупнейших клиентов действуют средне- и долгосрочные контракты.

Комфортная долговая нагрузка. По состоянию на 31 декабря 2024 г., отношение скорректированного на денежные средства долга к EBITDA составляло около 2х. В рамках оценки финансового профиля, агентством была учтена финансовая гарантия в адрес кредитора материнской компании АО «ТФМ-Гарант» в размере 32 млрд. руб., а также недавняя сделка по приобретению 51% доли в компании «ТрансЛес» у агропромышленной группы «Деметра-Холдинг». Таким образом, в рамках оценки Агентство предполагает, что по итогам 2025 года отношение долга к EBITDA составит порядка 2,5х, и процентная нагрузка на рассматриваемом горизонте будет соответствовать комфортной оценке согласно бенчмаркам агентства.

Высокие показатели ликвидности. Агентство ожидает сохранения умеренно сильных показателей прогнозной ликвидности ввиду сильного операционного денежного потока с учетом денежных средств на балансе и свободных кредитных лимитов, достаточных для покрытия процентных расходов, выплат по основному долгу, расходов на поддерживающий САРЕХ и дивидендных выплат. Остаток свободных денежных средств размещен на депозитах в банках с высоким кредитным качеством. Группа имеет комфортный график погашения кредитного портфеля.

Высокая маржинальность. Компания демонстрирует высокий уровень рентабельности – по итогам 2024 год маржинальность по EBITDA по расчетам агентства превысила 60%, и агентство предполагает сохранение высоких результатов в последующие годы за счет благоприятного состояния рынка и возможности оптимизации отдельных статей затрат.

Невысокий уровень корпоративных рисков учитывает, с одной стороны, высокую эффективность деятельности компании, а с другой – публикации в СМИ о компании, ее экс-собственниках, которые способны потенциально ограничить конкурентные позиции. По мнению агентства, на данный момент репутационные риски не повлияли на способность компании привлекать заёмное финансирование (в частности, в июле 2024 года был привлечен крупный транш от основного кредитора). В феврале 2024г. произошла продажа 100% акций компании-акционера ПАО «ТрансФин-М», в результате чего её владельцами стали ЗПИФ «Инвестсервис» под управлением ООО УК «АУРУМ ИНВЕСТМЕНТ» (70% акций) и ЗПИФ «Талер» под управлением ООО «ТЕТИС Кэпитал» (30% акций). Большинство топ-менеджеров имеет значительный опыт работы в транспортной отрасли. На горизонте действия рейтинга компания предполагает сохранить фокус на сегменте транспортно-логистической отрасли, операционной аренды и рассматривает возможность реализации проектов по созданию портовой инфраструктуры.

Агентство положительно оценивает существование подразделения по управлению рисками с высоким обеспечением регламентации его деятельности. В рамках изменившийся структуры собственности изменилась структура Совета директоров. В СД отсутствуют независимые члены, что соответствует более низкой оценке качества управления. На текущий момент компания не демонстрирует появления каких-либо новых сделок со связанными сторонами. Агентство продолжит наблюдать, насколько компания сохранит приверженность высоким качествам стратегического планирования и следованию консервативной финансовой политике и бизнес-стратегии.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA

Оценка внешнего влияния: -

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ПАО «ТрансФин-М» был впервые опубликован 24.06.2009. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.08.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные из открытых источников, ПАО «ТрансФин-М», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии. Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ТрансФин-М» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ТрансФин-М» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о Компании:

НазваниеПАО "ТрансФин-М"
ИНН7708797192
ОтрасльТранспорт
ОтчетностьМСФО
АудиторООО"ФБК"

Ключевые финансовые показатели Компании:

Показатель20232024
Активы, млн. руб.154 479155 354
Капитал, млн. руб.37 31540 407
Выручка, млн. руб.82 75492 709
Долговые обязательства, млн. руб. (без учета забалансовых обязательств)106 587100 293
Долг/EBITDA2.21.7
EBITDA/%%3,43,6
EBITDA margin, %59,063,3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ПАО "ТрансФин-М"

Оценка блоков анализа

Бизнес-риски
Финансовые риски
Корпоративные риски

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A0JWWM8
RU000A0JXK99
Показать все

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru

Публикации по тематике


Машины застоковали по спросу

Коммерсантъ

На лизинг давят избыточные запасы техники
11.04.2025

Объем лизинга грузового транспорта в 2025 году может снизиться на 22%

АЭИ «ПРАЙМ»

МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Объем лизинга грузового транспорта в 2025 году может снизиться на 22% по сравнению с 2024 годом, следует из обзора "Эксперт РА", с которым ознакомилось РИА Новости.
13.03.2025

Лизингу не хватает новизны

Коммерсантъ

Сегменту нового бизнеса прогнозируют снижение второй год подряд
13.03.2025

На рынке лизинга ожидается дальнейшее сокращение сделок

Российская газета

Количество лизинговых сделок в 2024 году снизилось на 6%, объем рынка упал на 7%. В розничном сегменте наибольший спад пришелся на грузовые автомобили, в корпоративном - на воздушные, морские и речные суда. В 2025 году аналитики прогнозируют сокращение лизинговых сделок еще на 15-25%.
13.03.2025

23-й ежегодный форум «Лизинг в России», 3 декабря 2024 года

Крупнейшее в России событие для профессионалов рынка лизинга 09.12.2024