Москва, 23 июня 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики (далее – регион, республика) обусловлен умерено сильным уровнем развития экономики при умеренно низком уровне демографического развития и развитом рынке труда с ограниченными ресурсами, сдержанным уровнем инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие уровень ВРП на душу населения, диверсификация налоговой базы, гибкость расходной части бюджета, а также умеренно высокая автономия бюджета. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал относительно ВРП.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Обоснование рейтинга
Умерено сильный уровень развития экономики региона обусловлен невысокими размерными характеристиками ВРП: по оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил 658,5 млрд рублей, увеличившись относительно уровня 2023 года на 3,5% в сопоставимых ценах. Рост ВРП сложился, прежде всего, благодаря позитивной динамике в отраслях промышленного производства (+13% к уровню 2023 года), включая электротехнику (+87,1%), металлургию (+16,9%), химическую (+8,4%) и пищевую (+4,9%) промышленность. Росту данного показателя способствовало также увеличение оборота розничной торговли (+11,6%) и объёма платных услуг населению (+4,7%). В 1-м квартале 2025 года также продолжилось увеличение промышленного производства (+9,8% к аналогичному периоду прошлого года), усилилась положительная динамика в сельскохозяйственном производстве (+8,3%), строительстве (+33,7%). По прогнозу региона, по итогам 2025 года динамика ВРП составит 2,6% в сопоставимых ценах, а его объём в абсолютном выражении – 710,0 млрд рублей.
Агентство высоко оценивает показатель ВРП на душу населения. По итогам 2024 года его значение составило 0,6 млн рублей, что на 10,1% выше по сравнению с 2023 годом в текущих ценах. Среднедушевые денежные доходы населения за 2024 год выросли на 15,3% до 39,4 тыс. рублей при прожиточном минимуме в 13,4 тыс. рублей, а отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в отчётном году находилось на умеренно высоком уровне – 2,9, что также оказывает поддержку рейтингу. В текущем году регион прогнозирует прирост среднедушевых доходов населения на 6,8% до 42,1 тыс. рублей, что при установленной величине прожиточного минимума в 15,4 тыс. рублей может привести к снижению их соотношения до 2,7.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 1159,8 тыс. человек, что на 0,6% меньше, чем годом ранее. Вследствие естественной и миграционной убыли населения динамика показателя за последние три года составила -2,0%. Уровень безработицы в 2024 году составил 2,1%, снизившись на 0,3 процентных пункта относительно предшествующего года. Сложившийся уровень безработицы свидетельствует о дефиците кадров и может ограничивать дальнейшее развитие экономики региона. В 2025 году уровень безработицы ожидается на уровне 2,0%.
Инвестиционный климат оценивается сдержанно. В отчётном году объём инвестиций в основной капитал снизился на 28,7% по сравнению с 2023 годом в сопоставимых ценах, составив 96,2 млрд рублей. Порядка 45% было направлено на строительство и модернизацию нежилых зданий и сооружений. Снижение показателя объясняется завершением в 2023 году масштабных инвестиционных проектов в сферах промышленного производства и дорожного строительства, в частности, окончанием работ по строительству участка федеральной трассы М-12. Отношение объёма инвестиций к ВРП за последние три года составило 18,2%, что по-прежнему оценивается агентством как невысокое значение. Республика активно развивает индустриальные парки и технопарки («Машзавод», «Волгахим»), на её территории действует особая экономическая зона «Новочебоксарск», а дальнейшее их заполнение входит в число приоритетных стратегических направлений. В 2025 году региональные власти прогнозируют увеличение объёма инвестиций в основной капитал до 142,2 млрд рублей.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на высоком уровне. Доходы республиканского бюджета за отчётный год увеличились на 13,8% и составили 107,1 млрд рублей. Агентство отмечает усиливающуюся степень автономии республиканского бюджета: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общих доходах постепенно росла на протяжении последних нескольких лет и в 2024 году составила 62,5%, а их объём – 67,0 млрд рублей, что на 21,7% выше прошлого года. Наибольший прирост среди налоговых доходов наблюдался по поступлениям НДФЛ (+26,1%), налога на прибыль организаций (+17,2%), налога, взимаемого в связи с применением УСН (+33,7%) и акцизов (+5,9%). Основной причиной увеличения налога на прибыль явился рост доходов от реализации товаров, работ и услуг и сумм ежемесячных авансовых платежей по отдельным налогоплательщикам, НДФЛ – среднемесячной номинальной заработной платы и дивидендных доходов, акцизов – акцизов на нефтепродукты, пиво и крепкий алкоголь при одновременном снижении акцизов на спирт, налога, взимаемого в связи с применением УСН –налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков. Налоговая база региона высоко диверсифицирована: доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах за отчётный год составила 2,3%, а десяти крупнейших налогоплательщиков — 16,0%. Межбюджетные трансферты сохранились практически на уровне 2023 года, составив 37,5 млрд рублей, при этом положительная динамика наблюдалась по дотациям (+11,1%) в связи с увеличением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а отрицательная динамика – по иным межбюджетным трансфертам (-66,9%) вследствие зачисления отдельных средств в виде субсидий. По прогнозным данным региона, в текущем году ННД вырастут на 1,4% по сравнению с отчётным годом до 67,9 млрд рублей, а доля ННД в доходах увеличится до 65,1%.
Расходы бюджета в отчётном году составили 102,6 млрд рублей, увеличившись на 8,0% относительно 2023 года. На финансирование социального блока, включающего в себя социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, пришлось 64,1% всех расходов, или 65,7 млрд рублей, что на 3,3 п. п. больше значения 2023 года. Рост доли обеспечен прежде всего увеличением расходов в сфере образования на 19,9% к 2023 году, что было связано со строительством и реконструкцией образовательных учреждений, модернизацией их территорий и финансовым обеспечением государственных гарантий на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Также выросли расходы на социальную политику на 13,7% в результате увеличения выплат различным категориям граждан, на здравоохранение – на 8,1% в рамках оснащения (дооснащения и переоснащения) оборудованием и медицинскими изделиями учреждений здравоохранения и реализации планов их финансового оздоровления. Снижение на 15,8% отмечено по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство, в первую очередь в связи с завершением строительства и реконструкции объектов водоснабжения, а также ряда проектов благоустройства территорий и создания комфортной городской среды. Капитальные расходы в отчётном году снизились по сравнению с 2023 годом на 8% до 16,4 млрд рублей и составили 16,0% от общих расходов бюджета (на 2,8 п. п. ниже прошлогоднего значения), при этом доля собственных средств в них составила 56%, что позитивно сказывается на оценке гибкости расходной части бюджета. По прогнозу региона, в текущем году расходы бюджета региона увеличатся на 11,8% до 114,7 млрд рублей. Капитальные расходы по итогам 2025 года могут вырасти на 20,6%, или примерно на 3 млрд рублей в абсолютном выражении, в связи с реализацией мероприятий, которые были перенесены с 2024 года.
Последние годы для региона характерно преимущественно профицитное исполнение бюджета (за исключением 2023 года). За отчётный год бюджет был исполнен с профицитом в размере 4,5 млрд рублей или 6,8% ННД. По итогам 2025 исполнение республиканского бюджета заложено с дефицитом 15,4% ННД, который регион планирует покрыть преимущественно остатками собственных средств на счетах, казначейскими инфраструктурными кредитами (далее – КИК) и банковскими кредитами.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. По состоянию на отчётную дату долг региона составил 16,3 млрд рублей, что на 6,3% меньше, чем на 01.01.2024. Снижение долга и рост ННД обусловили снижение долговой нагрузки на 7,1 п. п. до 24,3% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) и специальных казначейских кредитов (СКК) – 11,1%). Долг на отчётную дату был представлен на 75,4% бюджетными кредитами и на 24,6% – государственными гарантиями. По прогнозам региональных властей, на 01.01.2026 долг составит 13,1 млрд рублей, а показатель долговой нагрузки – 26,3% (без учета КИК, ИБК, СКК – 19,2%). При этом в случае привлечения банковских кредитов, их доля составит порядка 8%, а доли бюджетных кредитов и государственных гарантий снизятся до 71 и 21% соответственно. Расходы по обслуживанию долга региона также находятся на низком уровне: в 2024 году их отношение к ННД составило 0,2%, что положительно оценивается агентством. По итогам 2025 года показатель прогнозируется регионом на уровне 0,3% от ННД. Регион располагает достаточными средствами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также краткосрочной задолженности в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.12.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.