Москва, 28 февраля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банк) на уровне byAAA со стабильным прогнозом, а также сняло статус «под наблюдением». С учетом корректировки на страновой риск при переводе кредитного рейтинга из национальной рейтинговой шкалы Республики Беларусь в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации рейтинг кредитоспособности ОАО «Банк развития Республики Беларусь» подтвержден на уровне ruA- со стабильным прогнозом, статус «под наблюдением» снят.
Статус «под наблюдением» был ранее установлен в связи с публикацией Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2024 № 381 «О проведении отдельных операций с ценными бумагами открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Указанный документ определяет порядок исполнения обязательств по еврооблигациям банка (ISIN XS1904731129 и US25161EAA91), срок погашения которых наступил 02.05.2024 и по которым ранее банк не смог произвести выплаты в связи с внешними ограничениями. При этом 26.07.2024 Банк России определил порядок выплат по еврооблигациям банка через российскую инфраструктуру. Согласно имеющейся в распоряжении агентства информации, во второй половине 2024 года банк начал производить выплаты в рамках установленного механизма и по состоянию на середину февраля 2025 года исполнил более 99% обязательств, учитываемых в российской инфраструктуре. Учитывая, что банк погасил подавляющую часть доступных к исполнению обязательств, статус «под наблюдением» по рейтингу кредитоспособности как по национальной рейтинговой шкале Республики Беларусь, так и по национальной рейтинговой шкале Российской Федерации был снят.
Рейтинг банка обусловлен высокой оценкой рыночных позиций на территории Республики Беларусь, адекватными оценками достаточности капитала и качества активов, высокими показателями рентабельности, адекватной позицией по ликвидности и высокой оценкой системы корпоративного управления. Позитивное влияние на уровень рейтинга оказывает высокая вероятность оказания банку экстраординарной поддержки со стороны собственника и очень высокая вероятность поддержки со стороны органов власти в случае необходимости.
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» – специализированный финансовый институт, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011№ 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»». В связи со статусом института развития банку Указом № 261 предоставлено право осуществлять ряд банковских операций, при этом необходимость получения банковской лицензии отсутствует. Законодательство о банковской деятельности применяется в отношении банка с рядом особенностей. Офисная сеть банка представлена 6 филиалами на территории Республики Беларусь.
Обоснование рейтинга
Высокая оценка рыночных позиций. Специфика функционирования банка как института развития предполагает реализацию экономически и социально значимых для Республики Беларусь проектов. С целью выполнения возложенных на него задач, банк осуществляет финансирование крупных инвестиционных проектов, предоставляет экспортные, а также прочие кредиты с государственной финансовой поддержкой. Кроме того, банк осуществляет управление средствами семейного капитала, реализует механизмы по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. За последний год структура активов банка не претерпела существенных изменений и по-прежнему характеризуется невысокой диверсификацией. При этом финансирование существенной части реализуемых банком проектов осуществляется за счет целевых государственных средств, а также выпускаемых облигаций, что также отражает специфику функционирования банка.
Адекватная достаточность капитала и высокие показатели рентабельности. По состоянию на 01.07.2024 на фоне роста активов под риском показатели достаточности капитала банка, рассчитанные в соответствии с национальными стандартами, показали небольшое снижение относительно 01.07.2023. При этом во второй половине 2024 года нормативы выросли и оцениваются как адекватные. Концентрация кредитных рисков на крупнейших заемщиках находится на умеренном уровне и имеет тенденцию к снижению. При этом по-прежнему при расчете буфера абсорбции убытков и концентрации кредитных рисков агентством применяются корректировки на объекты с квазисуверенным уровнем риска. Показатели рентабельности капитала и операционной эффективности деятельности (CIR) банка оцениваются как высокие: чистая прибыль по МСФО за 1 полугодие 2024 года несколько превысила результат сопоставимого периода годом ранее, чему в том числе поспособствовал рост чистых процентных доходов.
Адекватное качество активов. Кредиты клиентам, представленные задолженностью корпоративных заемщиков, дебиторской задолженностью по финансовой аренде, а также кредитами республиканским и областным органам государственного управления, по данным отчетности по МСФО на 01.07.2024 формировали более половины активов. По итогам периода с 01.07.2023 по 01.07.2024 кредиты 3 стадии и ПСКО показали небольшое снижение и составили порядка 6% портфеля. Портфель по-прежнему характеризуется высокой отраслевой концентрацией (3 крупнейшие отрасли в совокупности формировали около 70% портфеля), при этом существенная часть кредитов обеспечена механизмами государственной поддержки. В портфеле ценных бумаг (около четверти активов) преобладают государственные долгосрочные облигации и облигации местных органов управления, доля обремененных ценных бумаг оценивается как низкая. Средства в банках формировали менее 13% активов и представлены остатками на корреспондентских счетах, а также межбанковскими кредитами, часть из которых носит целевой характер в рамках реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Кредитное качество основных банков-контрагентов оценивается как высокое.
Комфортная ликвидная позиция. Ресурсная база банка преимущественно формируется за счет депозитов республиканских органов управления, межбанковских средств, а также выпущенных облигаций и по-прежнему характеризуется высокой концентрацией на крупнейших кредиторах. При оценке ликвидной позиции банка агентство учитывает тот факт, что существенная часть привлеченных средств является целевой, а реальная срочность данных остатков превышает контрактные сроки. В первой половине 2024 года норматив NSFR находился на невысоком уровне на фоне ожидавшейся в мае 2024 года выплаты по еврооблигациям банка. Вместе с тем, в дату погашения ценных бумаг (02.05.2024) выплаты не были произведены, поскольку ранее (в ноябре 2022 года) иностранный платежный агент своевременно не исполнил обязательства по перечислению держателям еврооблигаций полученных от банка денежных средств. После принятия соответствующих решений на уровне Совета министров Республики Беларусь, а также инфраструктуры российского финансового рынка, во второй половине 2024 года банк начал осуществлять выплаты по еврооблигациям, которые включают в себя номинальную стоимость ценных бумаг и накопленные купонные доходы (в том числе, начисленные в мае и ноябре 2023 года). Согласно имеющейся в распоряжении агентства информации, по состоянию на середину февраля 2025 года банк исполнил более 99% обязательств, учитываемых в российской инфраструктуре. Агентство обращает внимание на остающийся единичный факт неисполнения банком обязательств перед иностранным банком-кредитором в связи с техническими ограничениями, возникшими в результате увеличившегося санкционного давления (банк был отключен от SWIFT). При этом требования досрочного погашения и штрафные санкции со стороны кредитора не предъявляются. Одновременно в течение последнего года банк исполнил ряд обязательств в адрес иностранных банков-контрагентов, что позитивно оценивается агентством. В условиях внешних ограничений функционирования финансового рынка и реального сектора экономики Российской Федерации агентство ранее информировало своих клиентов, инвесторов и все заинтересованные стороны о подходах к классификации отдельных признаков неисполнения обязательств объектами рейтинга как соответствующих или не соответствующих определению дефолта (https://raexpert.ru/releases/2022/mar17f), в том числе технического. Аналогичная практика применяется и в отношении объектов рейтинга из Республики Беларусь.
Уровень корпоративного управления оценивается как высокий. По мнению агентства, уровень корпоративного управления соответствует масштабам деятельности банка и поставленным перед ним стратегическим задачам. Большинство топ-менеджеров имеет существенный профильный опыт работы в банковской системе и положительную деловую репутацию. Уровень регламентации деятельности банка оценивается как адекватный. Банк осуществляет деятельность в рамках стратегии развития на период с 2021 по 2025 гг., результативность исполнения действующей стратегии оценивается как высокая. Согласно планам на 2025 год, банк продолжит умеренный рост основных показателей деятельности по профильным направлениям, реализуя экономически и социально значимые для Республики Беларусь проекты. При этом, с учетом специфики деятельности банка, агентство не ожидает изменения фокуса его деятельности на средне- и долгосрочном горизонтах.
Оценка внешнего влияния
По оценкам агентства, вероятность оказания банку поддержки со стороны поддерживающей структуры оценивается как высокая с учетом оценки ее условного рейтингового класса на уровне byAAA, а также контрольного пакета в капитале объекта рейтинга. Кроме того, вероятность оказания банку поддержки со стороны органов власти оценивается как очень высокая с учетом выполнения банком критически важной роли при реализации социально, экономически и политически значимых государственных проектов.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): byA
Оценка внешнего влияния: +5 ступеней к ОСК
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ОАО «Банк развития Республики Беларусь» были впервые опубликованы 27.03.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.11.2024.
Кредитные рейтинги присвоены по национальной шкале Республики Беларусь и по российской национальной шкале и являются долгосрочными. Пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по ним ожидается не позднее года с даты последних рейтинговых действий.
При присвоении кредитных рейтингов применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности банкам (Республика Беларусь) https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 19.04.2024) и методология перевода кредитных рейтингов в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 20.12.2024).
Присвоенные рейтинги и прогнозы по ним отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Национального банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологий.
Кредитные рейтинги были присвоены в рамках заключенного договора, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» принимало участие в присвоении рейтингов.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинги, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ОАО «Банк развития Республики Беларусь» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.