Рейтинговые действия, 05.09.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ОАО «АСБ Беларусбанк» на уровне byAAA по национальной шкале Республики Беларусь

Москва, 5 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «АСБ Беларусбанк» на уровне byAAA по национальной шкале Республики Беларусь, прогноз по рейтингу стабильный. С учетом корректировки на страновой риск при переводе кредитного рейтинга из национальной рейтинговой шкалы Республики Беларусь в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации ОАО «АСБ Беларусбанк» подтвержден рейтинг кредитоспособности на уровне ruA-, прогноз по рейтингу – стабильный.

Рейтинг банка обусловлен сильными рыночными позициями на территории Республики Беларусь, адекватными оценками достаточности капитала, рентабельности и качества активов, удовлетворительной ликвидной позицией, а также умеренно высоким уровнем корпоративного управления. Сильное позитивное влияние на рейтинг оказывает очень высокая вероятность оказания банку экстраординарной поддержки со стороны собственника и органов власти в случае необходимости в связи с высокой значимостью банка для экономики страны и для ее банковского сектора (банк относится к I группе системной значимости).

Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» – крупнейший универсальный банк Республики Беларусь. По состоянию на 01.08.2024 сеть присутствия банка представлена головным офисом в Минске, 6 областными управлениями, 118 центрами банковских услуг, 948 отделениями, также банк имеет представительства в Германии и Китае.

Обоснование рейтинга

Сильная оценка рыночных позиций обусловлена лидирующими позициями банка в ключевых сегментах банковской системы Республики Беларусь и существенным масштабом бизнеса (по состоянию на 01.04.2024 активы банка составляют более 40% активов национального банковского сектора). По итогам 2023 года активы банка по МСФО показали прирост на 26%, при этом розничный кредитный портфель рос более быстрыми темпами, чем корпоративный (22% против 8%). В структуре фондирования наибольшую динамику продемонстрировали средства органов власти (+55%). Указанное во многом обусловлено тем, что Министерство финансов Республики Беларусь использует открытый в банке спецсчет для перечисления средств, предназначенных для осуществления выплат по еврооблигациям Республики Беларусь. Банк сохраняет универсальный характер деятельности (согласно данным отчетности по национальным стандартам, индекс Херфиндаля-Хиршмана по активам составил 0,24 на 01.07.2024). Клиентская база банка сформирована в том числе государственными структурами, а также стратегически значимыми предприятиями Республики Беларусь.

Адекватная оценка достаточности капитала и рентабельности. В период с 01.08.2023 по 01.07.2024 банк поддерживал нормативы достаточности капитала, рассчитываемые в соответствии с требованиями национального регулятора, на адекватном уровне. Так, среднее значение норматива достаточности нормативного капитала находилось на уровне 21,3%, капитала I уровня – 18,1%, левереджа – 12,4%. По оценкам агентства, на 01.01.2024 буфер абсорбции убытков по нормативу достаточности нормативного капитала банка позволял выдержать потенциальное обесценение около 13,3% активов и внебалансовых обязательств под риском, что оценивается как комфортный уровень. При этом по-прежнему сдерживающее влияние на оценку капитальной позиции банка оказывает высокая концентрация на крупнейшем кредитном риске. Финансовый результат банка по МСФО по итогам 2023 года более чем в 2 раза превысил результат 2022 года как следствие роста чистых процентных доходов, а также снижения расходов на формирование резервов. В результате, средний уровень рентабельности капитала по МСФО по прибыли после налогообложения за 2022-2023 гг. составила 14% против 10,5% за 2021-2022 гг. Операционная эффективность деятельности по-прежнему находится на высоком уровне (за 2023 год по МСФО показатель CIR составил около 41%, расходы, связанные с обеспечением деятельности, составили около 2,5% средних активов).

Адекватная оценка качества активов. Кредиты и иные активные операции с ЮЛ и ИП занимают наибольшую долю в активах банка (около 41% по МСФО на 01.01.2024) и характеризуются умеренно высокой долей реструктурированных ссуд (свыше 25% портфеля), а также ссуд, отнесенных к 3 этапу и ПСКО (совокупно около 18% портфеля). Как и прежде, агентство обращает внимание на то, что реальная дефолтность ссуд не в полной мере отражена на балансе банка в связи с наличием практики передачи задолженности в Агентство по управлению активами. Отраслевая концентрация кредитов ЮЛ и ИП оценивается как адекватная (на 3 крупнейшие отрасли приходилось около 53% портфеля на 01.01.2024). Розничный кредитный портфель (20% активов) преимущественно представлен жилищными кредитами, качество портфеля оценивается как высокое (доля ссуд 3 этапа составляет менее 0,2%). Портфель чистых инвестиций в финансовую аренду характеризуется ростом требований 3 этапа (с 5% до 36% за 2023 год), но при этом его доля в активах остается небольшой (менее 2%). Портфель ценных бумаг (около 9% активов) почти на 80% состоит из государственных облигаций и облигаций эмитентов с суверенным уровнем рейтинга, доля обремененных ценных бумаг несущественна. Средства в кредитных организациях (16% активов) представлены остатками на корреспондентских счетах и преимущественно краткосрочными МБК, кредитное качество основных контрагентов оценивается как высокое.

Удовлетворительная ликвидная позиция. За 1 полугодие 2024 года среднее значение показателя покрытия ликвидности (LCR) составило 121%, показателя чистого стабильного фондирования (NSFR) – 122%, что оценивается как адекватный уровень. Применяемые банком контрциклические меры не оказывают существенного влияния на значение нормативов ликвидности. При этом соотношение активов 1 уровня и привлеченных средств на 01.01.2024 составляло около 13%, что рассматривается агентством как невысокий уровень. По итогам 2023 года объем привлеченных от органов власти средств стал сопоставим с объемом розничного фондирования (в пределах 24% пассивов каждый источник), что стало следствием опережающего притока средств органов власти. Средства банков составляют около 18% пассивов и по-прежнему в существенной части имеют целевой характер, в связи с чем у банка возникают обязанности по соблюдению ковенантов с целью сохранения данного источника. Средства ЮЛ за 2023 год увеличились на 14% и составили 14% пассивов, объем привлечения фондирования через выпущенные облигации несущественен. Ресурсная база банка характеризуется умеренной диверсификацией по клиентам (на 01.01.2024 на средства 10 крупнейших кредиторов приходилось около 36% пассивов). При этом агентство принимает во внимание, что существенная часть крупных кредиторов является органами власти или имеет тесные связи с государством, в связи с чем риски непрогнозируемого оттока данных средств из банка оцениваются как низкие с учетом его значимости для финансовой системы Республики Беларусь.

Уровень корпоративного управления оценивается как умеренно высокий. По мнению агентства, уровень корпоративного управления соответствует масштабам деятельности банка и поставленным перед ним стратегическим задачам. Большинство топ-менеджеров имеет продолжительный опыт работы в различных сегментах финансового рынка и положительную деловую репутацию. В Наблюдательный совет входят в том числе независимые директоры, что позитивно оценивается агентством. Уровень регламентации принятия решений в банке рассматривается как высокий. Действующая стратегия развития направлена на дальнейший рост масштабов бизнеса в рамках универсальной специализации, также банк продолжит осуществлять финансирование крупных проектов на территории Республики Беларусь. Агентство оценивает действующие стратегические планы как адекватные, при этом вероятность их выполнения банком в существенной степени зависит от стабильности макроэкономических факторов.

Оценка внешнего влияния

Сильное положительное влияние на рейтинг оказывает сильный фактор поддержки со стороны ключевого собственника. По мнению агентства, вероятность оказания банку поддержки со стороны собственника оценивается как высокая с учетом его условного рейтингового класса на уровне byAAA, прецедентов докапитализации банка в прошлом, а также контрольного пакета в капитале объекта рейтинга. Кроме того, вероятность оказания банку поддержки со стороны органов власти оценивается как очень высокая с учетом уровня значимости банка (банк относится к I группе системной значимости), а также выполнения им критически важной роли при реализации социально, экономически и политически значимых государственных проектов.

Прогноз по рейтингам

По рейтингам установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитных рейтингов на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ОАО «АСБ Беларусбанк» были впервые опубликованы 24.09.2021. Предыдущие рейтинговые пресс-релизы по данному объекту рейтинга были опубликованы 07.09.2023.

Кредитные рейтинги присвоены по национальной шкале Республики Беларусь и по российской национальной шкале и являются долгосрочными. Пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по ним ожидается не позднее года с даты последних рейтинговых действий.

При присвоении кредитных рейтингов применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности банкам (Республика Беларусь) https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 19.04.2024) и методология перевода кредитных рейтингов в национальную рейтинговую шкалу Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 28.12.2023).

Присвоенные рейтинги и прогнозы по ним отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Национального банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, ОАО «АСБ Беларусбанк», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологий.

Кредитные рейтинги были присвоены в рамках заключенного договора, ОАО «АСБ Беларусбанк» принимало участие в присвоении рейтингов.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинги, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ОАО «АСБ Беларусбанк» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Иван Уклеин на РБК ТВ о том, что будет с ключевой ставкой Банка России и как это повлияет на банковский сектор

Старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 16 декабря 2024 года 17.12.2024

Кому за тридцать

Российская газета

Потребительские кредиты подорожали до рекордного с 2022 года уровня
11.12.2024

Лавирование между скалой и обрывом

РБК

Аналитики "Эксперт РА"оценили стоящие перед ЦБ вызовы
03.12.2024

Стагфляции не будет: когда ЦБ остановит рост цен

Известия

Экономисты обсудили перспективы борьбы с инфляцией и снижения ставки
03.12.2024

У ставки глаза велики

Российская газета

Ключевая ставка ЦБ может вырасти в декабре до 23-25 процентов [И]нфляционные ожидания россиян пошли вразнос: у людей и бизнеса все меньше надежды, что инфляция в 2025 году существенно замедлится. Рациональные доводы под конец года уступили эмоциям, особенно после неожиданного падения рубля, но на самом деле причины для торможения цен есть. Это не только ультравысокая ключевая ставка, которая скоро может дополнительно вырасти с 21% до 23%, а то и до 25%. Еще это охлаждение экономики, сокращение кредитования и более сдержанная бюджетная политика, рассказали "РГ" эксперты. Главным риском при этом становится стагфляция - экономический спад при сохранении высоких темпов роста цен из-за внешних причин, предупреждают они.
03.12.2024