Москва, 29 мая 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Хабаровскому краю на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Хабаровского края (далее – край, регион) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития, рынка труда и инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают гибкость расходной части бюджета, высокий ВРП на душу населения. Давление оказывает отрицательная динамика численности населения.
Хабаровский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 787,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Хабаровск. Около 80 % территории относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока. Экономика является многопрофильной и диверсифицированной, базируется на развитом промышленном производстве и транспортном обслуживании магистральных грузопотоков. Также развиты рыболовство, лесозаготовки. Ключевыми секторами экономики выступают транспортно-логистический комплекс, промышленное производство, торговля и государственное управление. Основными отраслями специализации промышленности края являются металлургия, машиностроение, добыча полезных ископаемых (угля и руд цветных металлов), энергетика, нефтепереработка и производство пищевых продуктов.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен сильными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 4,1% выше уровня 2022 года. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал в том числе рост объемов строительства (по итогам 2023 года прирост составил +33,7 % к уровню 2022 года) в связи с выполнением строительных работ на объектах крупных инвестиционных проектов, а также реализацией ипотечной программы «Дальневосточная и арктическая ипотека», и оборота розничной торговли (+4,7%). Промышленное производство в отчетном году продемонстрировало снижение на 3,6% к уровню 2022 года. В структуре промышленного производства негативное влияние на динамику оказывало снижение добычи полезных ископаемых (-5,2%), водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-49,1%). В обрабатывающих производствах и в обеспечении электроэнергией, газом и паром, кондиционированием воздуха наблюдалась положительная динамика, прирост составил 3,4% и 1,6% соответственно. Сохраняется отрицательная динамика в лесопромышленномкомплексекрая: за 2023 год индекс производства по лесозаготовкам составил 90,5%, по деревообработке – 82,6%, что обусловлено снижением спроса на основном рынке в КНР и основных потребителей АТР. При этом, в рыбопереработке достигнут исторический рекорд: объем добычи (вылова) рыбы и морепродуктов составил 559,2 тыс. тонн или 107,3 % к уровню 2022 года. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,0% при значении 1,4 трлн рублей, промышленного производства – на 4,4%. з>
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 17,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне порядка 1,0 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года прогнозируется рост ВРП на душу населения до 1,1 млн рублей. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на умеренно высоком уровне и составило 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 12,5% и составили 55,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 19,2 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 7,6% до 60,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 20,0 тыс. рублей, что на 4,0% выше уровня 2023 года.
Приемлемый уровень демографического развития и рынка труда. В регионе численность населения находится на умеренно низком уровне и по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1279,2 тыс. человек. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика численности, за последние три года убыль населения составила 1,2%. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения края обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Уровень безработицы в крае в 2023 году составил 2,1%, что на 0,5 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,2%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год вырос по сравнению с 2022 годом на 38,5% в сопоставимых ценах и составил 418,7 млрд рублей. Росту инвестиций в 2023 году способствовали масштабные инвестиционные проекты на месторождении «Малмыжское», модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, строительство Тихоокеанской железной дороги, порта Эльга и др. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на высоком уровне и составило 28,4%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно низкая. По итогам 2024 года регионом ожидается увеличение инвестиций в основной капитал на 7,4% в действующих ценах при значении 449,7 млрд рублей. На территории края действует территория опережающего развития «Хабаровск», способствующая привлечению инвестиций, а также реализуются проекты с использованием механизма дальневосточной концессии.
Сбалансированность бюджета находится на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 3,3% и составил 165,4 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) в 2023 году выросли на 15,6% и составили 125,9 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона в отчётном году составила 76,1%, что выше предыдущего года на 8,1 п. п. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет НДФЛ (35,4%), налога на прибыль организаций (27,8%) и налога на имущество организаций (12,0%). Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по налогу на прибыль организаций (+26,9%) в связи с поступлениями по уточненным декларациям 2022 года и авансовыми платежами от организаций банковского сектора, строительства и транспорта, и НДФЛ (+14,6%), что связано с ростом оплаты труда. По итогам текущего года регионом ожидается рост поступлений по ННД на 5,5% при объеме 132,8 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 24,5% налоговых доходов бюджета региона, на крупнейшего налогоплательщика – 6,0% налоговых доходов.
По итогам 2023 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 19,5% и составили 37,4 млрд рублей. Доля межбюджетных трансфертов по итогам 2023 года снизилась на 6,4 п. п. и составила 22,6%. Снижение объема межбюджетных трансфертов обусловлено сокращением поступлений по всем видам трансфертов, кроме дотаций. Объем субвенций и субсидий снизился на 30,7% и 24,4% соответственно, в основном за счет передачи ряда социальных выплат в Социальный Фонд России по итогам 2023 года. Кроме того, снижение объема субсидий обусловлено сокращением поступлений на финансирование капвложений в объекты государственной собственности и на реализацию государственных программ в области использования и охраны водных объектов. Сокращение иных межбюджетных трансфертов на 27,1% связано с сокращением поступлений из федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию центров экономического роста. В 2024 году ожидается сокращение межбюджетных трансфертов на 2,3% к показателю отчётного года до 36,5 млрд рублей, в связи с передачей социальных выплат семьям с детьми Социальному фонду России.
Расходы краевого бюджета за отчетный год выросли на 1,7% и составили 159,7 млрд рублей. В структуре расходов бюджета региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 61,6% расходов бюджета региона или 98,4 млрд рублей, при этом доля соцрасходов в общем объеме расходов краевого бюджета по итогам отчетного года к уровню 2022 года снизилась на 1,7 п. п. из-за снижения расходов по здравоохранению (-1,4 млрд рублей) и социальной политике (-3,2 млрд рублей). Снижение расходов на социальную политику обусловлено передачей социальных выплат семьям с детьми Социальному Фонду России, на здравоохранение – сокращением финансирования ковидных мероприятий. Кроме того, наибольший прирост в структуре общих расходов наблюдался по расходам на ЖКХ (+2,6 млрд рублей) и образование (+2,6 млрд рублей). Рост расходов на ЖКХ связан с увеличением расходов на строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также увеличением субсидий на коммунальные услуги в связи с ростом тарифов, на образование – увеличением расходов инвестиционного характера, а также ростом расходов, направленных на модернизацию системы образования.
На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 9,5% от суммарных расходов бюджета или 15,2 млрд рублей, при этом почти половина капрасходов произведена за счет целевых средств федерального бюджета. По итогам текущего года регион ожидает рост расходов краевого бюджета на 16,1% до 185,4 млрд рублей, капитальных расходов –в 1,7 раза до 25,2 млрд рублей за счет реализации 70 вновь начинаемых, переходящих и новых объектов капитального строительства.
Последние три года краевой бюджет исполнялся с профицитом, по итогам 2023 года профицит составил 5,7 млрд рублей или 4,5% от ННД. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 14,0 млрд рублей или 10,5% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах и инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК).
Сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2024 долг региона составил 59,6 млрд рублей, что на 16,9% выше, чем на 01.01.2023, долговая нагрузка при этом приросла незначительно – на 0,5 п. п. и составила 47,4% (без учета ИБК, специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 38,1%), что связано с отмеченным ростом ННД. По итогам 2024 года регионом прогнозируется снижение долга на 3,0% до 57,9 млрд рублей, долговая нагрузка при этом снизится на 3,8 п. п. до 43,7% (без учета ИБК и СКК до 34,8%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель состоит на 95,6% из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,5 млрд рублей или 0,4% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,5%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.06.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.