Рейтинговые действия, 04.03.2024

«Эксперт РА» присвоил рейтинг г. Казани на уровне ESG-II(c)
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 марта 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг ESG Муниципальному образованию городу Казани на уровне ESG-II(c), что означает очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Прогноз по рейтингу – стабильный.

IIc           

Муниципальное образование город Казань (далее – Казань, Город) – столица Республики Татарстан, один из крупных экономических, научно-образовательных, культурных центров и древних городов России. По итогам 2022 г. население Казани составило 1,31 млн человек – треть всего населения Республики Татарстан. Более 50% от общего объема промышленного производства Города приходится на четыре вида деятельности: производство химических веществ и химических продуктов, обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха, производство резиновых и пластмассовых изделий, а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

Обоснование рейтинга

Блок Environmental оказывает нейтральное влияние

E           

Достаточно детализированная экологическая стратегия. Ключевыми документами, определяющими подходы Города к минимизации негативного воздействия на окружающую среду, являются «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года» и «Отраслевая стратегия экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года». В документах детально прописаны приоритеты, цели и задачи, раскрыты основные проблемы и ключевые направления, установлены показатели реализации по годам, а также дана оценка социально-экономической эффективности.

Умеренно высокий уровень озелененности. В 2022 г. площадь зеленых насаждений от общей площади Казани составила 31,2%. Агентство положительно оценивает реализацию Городом программ озеленения земель: в 2012 г. стартовал внебюджетный муниципальный проект «Зеленый рекорд», за период существования которого количество зеленых насаждений увеличилось на 15,2%. В 2022 г. на территории Города посажено 31,7 тыс. деревьев, 66,9 тыс. кустарников и 28,9 тыс. многолетних растений.

Умеренное воздействие на водную среду. По данным за 2022 г., крупные водные объекты имели следующие классы качества воды: р. Волга 4,7 км ниже Казани – 3 «а» (загрязненная), Куйбышевское водохранилище – 3 «б» (очень загрязненная), р. Казанка – 4 «а» (грязная). При этом агентством позитивно оценивается реализация программы ликвидации накопленного экологического вреда в части состояния водной среды: 1) рекультивация иловых полей биологических очистных сооружений Казани, 2) реконструкция биологических очистных сооружений Казани. Поддержку оценке фактора также оказывает обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения значительной доли населения – 97,0% в 2022 г. 

Умеренно низкий уровень системы обращения с отходами. В Городе внедрена дуальная система сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), доля контейнерных площадок, переоборудованных под раздельный сбор ТКО, в 2022 г. составила 75,5%. Поддержку оценке фактора оказывают рекультивация Самосыровской свалки, Самосыровского полигона, а также реализация программ по экологическому просвещению населения по раздельному накоплению отходов и снижению образования отходов.

Достаточно высокий уровень затрат на охрану окружающей среды. В 2022 г. затраты на охрану окружающей среды составили 2,9 млрд руб. Из местного бюджета Города на охрану окружающей среды было направлено 88,9 млн руб., что составило 0,2% в общем объеме расходов, в 2023 г., по оценке Казани, эта доля сохранилась на прежнем уровне. Общий объем затрат в 2022 г. с учетом средств из федерального и регионального бюджета составил 6,4 млрд руб., в 2023 г., по оценке Города, эта цифра снизилась до 2,7 млрд руб.  

Негативное воздействие на атмосферный воздух. В 2022 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, составили 28,6 тыс. т., уровень загрязнения атмосферы в целом по Городу оценивался как высокий.

Блок Social оказывает умеренно позитивное влияние

S           

Высокий уровень доходов населения и низкий уровень безработицы. В 2022 г. среднемесячная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в Казани составила 65,1 тыс. руб., что в 5,5 раз выше величины прожиточного минимума Республики Татарстан. По оценке Города, в 2023 г. эта разница увеличилась до 6 раз. Уровень безработицы на 01 января 2023 г. составил всего 0,5%, а на 01 января 2024 г., по оценке Казани, – 0,3%.

Высокий прирост населения. По итогам 2022 г. общий коэффициент естественного прироста населения составил 0,6%.

Умеренная обеспеченность населения жильем. По итогам 2022 г. общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, незначительно снизилась по сравнению с 2021 г. и составила 27,5 кв. м., при этом согласно предварительной оценке Города показатель в 2023 г. вырос до 28,5 кв. м.

Умеренное развитие спорта. В 2022 г. число спортивных сооружений увеличилось на 22 единицы и составило 2242 (17,1 на 10 000 человек населения). Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах в 2022 г. составила 210 человек на 10 000 человек населения. По предварительной оценке Казани, в 2023 г. показатель снизился до 195 человек на 10 000 человек населения, что обусловлено увеличением числа спортсменов, занимающихся в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В рамках стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2020-2024 годы и на период до 2030 года и муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Казани на 2018-2024 годы» реализуются программы по устройству спортивных площадок, что оказывает поддержку оценке фактора.

Умеренное развитие сети розничной торговли и общественного питания. По данным за 2022 г., количество объектов розничной торговли и общественного питания составило 12,3 тыс. (93,6 шт. на 10 000 человек населения), а общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах Города, составил 283,8 млрд руб.

Низкий уровень развития системы здравоохранения. В 2022 г. число лечебно-профилактических организаций (далее – ЛПО) в Городе составило 96 (0,7 на 10 000 человек населения), а общая численность врачей – 7,9 тыс. (60,2 на 10 000 человек населения). Городом проводятся мероприятия по созданию и обновлению медицинской инфраструктуры, предпринимаются меры по обеспечению финансовой устойчивости системы здравоохранения, ведется подготовка и привлечение кадров. По оценке Города, в 2023 г. число ЛПО на 10 000 человек населения осталось на том же уровне, а число врачей незначительно снизилось до 59,8 на 10 000 человек населения.

Низкий уровень охвата дошкольным образованием. За период 2020-2022 гг. валовой коэффициент охвата дошкольным образованием детей в возрасте 1–6 лет увеличился на 0,4% и составил 68,4%. В связи с закрытием на капитальный ремонт 7 дошкольных учреждений в Казани наблюдалось снижение уровня обеспеченности детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми. На 01 января 2023 г. показатель составил 634 на 1 000 детей. По оценке Города, в 2023 г. по завершении капитального ремонта оба показателя улучшились и составили 69,7% и 660 соответственно.

Блок Governance оказывает положительное влияние

G           

Высокий уровень стратегического планирования. В стратегии социально-экономического развития Города до 2030 года (далее – Стратегия) представлен детальный стратегический анализ (конкурентные преимущества, риски, возможности, угрозы), определены цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации, а также проведена оценка согласованности стратегии Казани со стратегией Республики Татарстан и определены имиджевые проекты Казани. Агентство положительно оценивает успешное функционирование порядка 2,5 тыс. общественных объединений, обеспечивающих взаимодействие граждан, организаций и органов власти.

Высокий объем отгруженных товаров собственного производства (ООТ) и достаточно высокий уровень ООТ на душу населения. По итогам 2022 г. ООТ собственного производства составил 643,9 млрд руб., ООТ на душу населения – 490,8 тыс. руб., в 2023 г., по оценке Города, оба показателя улучшились и составили 722,1 млрд руб. и 548,1 тыс. руб. соответственно.

Высокий уровень дисциплины исполнения бюджета. Фактическое значение налоговых и неналоговых доходов города Казани за 2022 г. составило 21,7 млрд руб., или 115,8% к плановым назначениям, что позитивно оценивается агентством. Исполнение расходной части бюджета города Казани за 2022 г. составило 38,9 млрд руб., или 93,5% к плановым назначениям.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

При присвоении рейтинга ESG муниципальному образованию городу Казани применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 29.12.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Исполнительного комитета города Казани, Федеральной службы государственной статистики РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023