Рейтинговые действия, 18.07.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО ХК «Новотранс» на уровне ruAA-

Москва, 18 июля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО ХК «Новотранс» на уровне ruAА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности АО ХК «Новотранс» обусловлен умеренно сильной оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, средними рыночными и конкурентными позициями, высокими показателями маржинальности, низкой долговой нагрузкой, достаточными показателями ликвидности и низким уровнем корпоративных рисков.

АО Холдинговая компания «Новотранс» (далее – Компания) – головная компания Группы «Новотранс», включающее в себя, помимо прочих, ООО «ГК «Новотранс» – частного оператора железнодорожного подвижного состава, оперирующего на территории РФ, СНГ и иных стран с железной дорогой колеи 1520 мм, а также контролирующая ряд стивидорных активов в порту Усть-Луга, и четыре действующих вагоноремонтных завода в Московской, Ленинградской, Иркутской, Кемеровской областях.

Стивидорные активы Группы «Новотранс» представлены терминалом LUGAPORT в составе Морского торгового порта Усть-Луга с мощностью грузооборота до 24,3 млн. т. (завершение основной части инвестиционной стадии запланировано к концу 2024 года). По итогам 2023 года доля услуг по перевалке грузов в структуре консолидированной выручки составила около 12%. Парк под управлением компании составлял около 25 тысяч единиц (100% в собственности АО ХК «Новотранс») и полностью состоял из полувагонов, на конец 2023 года. По оценкам компании, АО ХК «Новотранс» занимает третье место на рынке ремонта вагонов среди частных компаний в РФ с рыночной долей около 14%. По итогам 2023 года доля услуг по ремонту подвижного состава в структуре консолидированной выручки составила около 19%.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО АО ХК «Новотранс».

Обоснование рейтинга

Умеренно сильная оценка риск-профиля отрасли, в которой работает Компания. Агентство оценивает устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. В течение 2023 года компания по-прежнему находилась в активной стадии строительства терминала LUGAPORT несмотря на возрастающие геополитические риски. Проект включен в различные государственные программы развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации. К концу 2025 года терминальные мощности LUGAPORT должны быть полностью загружены. Терминал спроектирован в универсальной конфигурации с пятью причалами, с возможностью обработки навалочных грузов (руда, уголь), генеральных грузов (трубы, металлопрокат, тарно-штучные грузы), зерновых и пищевых грузов (с двумя группами силосов объемом единовременного хранения до 300 тыс. т. и складами до 100 тыс. т.). Агентство положительно оценивает перспективы диверсификации бизнеса с учетом синергии с операторским и вагоноремонтным бизнесом на фоне возможностей конкуренции за грузовую базу с портами Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов. В условиях закрытия портов Литвы, Латвии и Эстонии для транзита российских экспортных грузов, проект создаёт экспортёрам дополнительные возможности по вывозу грузов, что может обусловить большую востребованность в проекте со стороны грузоотправителей. Общий объем инвестиций составляет 90 млрд. руб. (87% из которых уже профинансированы компанией). Запланированный поэтапный ввод в эксплуатацию объектов терминала позволит Группе Новотранс снижать долговую нагрузку с учетом поступающей выручки от перевалки грузов.

Средние рыночные и конкурентные позиции. Компания входит в 13 крупнейших игроков по перевозкам грузов по итогам 2023 года. Грузовая база ООО «ГК «Новотранс» по итогам 2023 года состояла на 54% из углей (энергетического и коксующегося) и 33% - металлургических грузов. Клиентская база умеренно диверсифицирована, по итогам 2023 года, доля Группы компаний ММК составила 13% (14% по итогам 2022 года), Группы компаний Металлоинвест – 18% (14% по итогам 2022 года). С крупнейшими клиентами компания работает на условиях сервисных контрактов, фиксирующих минимальное количество вагоноотправок и подразумевающих обоюдную финансовую ответственность за невыполнение контрактных условий. По итогам 2023 года не менее 70% выручки от операторской деятельности приходилось на сервисные контракты и агентство учитывает сохранение такого соотношения в дальнейшем: контрактная база с подобной структурой обеспечивает достаточно высокую прогнозируемость объемов перевозок и, в несколько меньшей степени, денежных потоков, так как предусматривает регулярный пересмотр ценовых условий. Загрузка универсального парка примерно соответствует среднерыночным значениям – порожний пробег по итогам 2023 года находился на уровне 40%. Степень износа вагонов – около 65%, средний возраст парка находится на уровне 14,4 лет. Компания запустила производство нового подвижного состава на собственных мощностях начиная со второй половины 2024 года, что в будущем позволит полностью возместить полувагоны с истекшим сроком полезного использования.

Низкая долговая нагрузка. Отношение долга к EBITDA составило 2.0х (1.3х по итогам 2022 года), при этом отношение чистого долга к EBITDA, с учетом остатков денежных средств на расчетных счетах, составило 1.7х (1.0х по итогам 2022 года). В перспективе 2024-2025 годов агентство ожидает сохранения показателя в среднем на уровне 2х. Процентная нагрузка комфортная, отношение EBITDA по итогам 2023 года к процентам к уплате за аналогичный период составило 5.7х (11.2х по итогам 2022 года). Компания по-прежнему не подвержена существенному валютному риску и осуществляет практически все операции в рублях. Весь долг компании номинирован в рублях. Колебания валютных курсов хеджируются ростом выручки от перевалки, которая традиционно привязана к курсу доллара США.

Высокая рентабельность. Рентабельность по EBITDA по итогам 2023 года составила 50% (53% в 2022 году). Агентство не ожидает значительного падения показателя в перспективе 2024-2025 годов ниже верхней границы бенчмарка по методологии в 20%.

Достаточная ликвидность. Прогнозная ликвидность оценивается нейтрально на фоне комфортного ожидаемого операционного денежного потока по итогу 2024 года и наличия банковского финансирования, обеспечивающего возможность нести расходы на инвестиционные проекты портового терминала и вагоностроительного сегмента. Качественная оценка ликвидности также положительна – кредитный портфель диверсифицирован, по состоянию на конец 2023 года крупнейшим источником (около 80%) фондирования являются пять выпусков биржевых облигаций, размещенных по фиксированной ставке купонного дохода. Агентство предполагает дивидендные выплаты, которые согласно принятой компанией дивидендной политике не выплачиваются в случае превышения показателя долга к EBITDA свыше 3х.

Низкий уровень корпоративных рисков. Агентство положительно оценивает существование отдельного подразделения по управлению рисками с высоким обеспечением регламентации его деятельности. Концентрированная структура собственности влияет на качество структуры собственности в силу отсутствия минимизации рисков корпоративных конфликтов. Однако, агентство отмечает концентрацию операционного и стратегического управления. АО ХК «Новотранс» публично раскрывает финансовую отчетность.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО ХК «Новотранс» был впервые опубликован 22.08.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.07.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО ХК «Новотранс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО ХК «Новотранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО ХК «Новотранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023