Рейтинговые действия, 18.07.2024

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг ESG АО «Трансмашхолдинг» на уровне ESG-II(c)

Москва, 18 июля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг ESG АО «Трансмашхолдинг» на уровне ESG-II(c) и присвоило рейтинг на уровне ESG-A в соответствии со шкалой Банка России, что означает очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Прогноз по рейтингу – стабильный.

IIc           

Трансмашхолдинг (далее – ТМХ, группа) – ведущий в России и один из крупнейших в мире разработчиков и производителей подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. ТМХ предлагает полный спектр продуктов и сервисов: от дизайна и разработки подвижного состава до комплексного обслуживания и цифровых систем управления движением.

Обоснование рейтинга

Блок Environmental оказывает умеренно положительное влияние

E           

Умеренно низкое воздействие на атмосферный воздух. В состав предприятий ТМХ входят объекты I и II категорий негативного воздействия на окружающую среду, которые оказывают существенное влияние. Однако удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ЗВ) за 2023 год снизились на 29% и составили 14,5 т/млн руб. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает использование наилучших доступных технологий при производстве металлургической продукции, способствующих уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух.

Умеренно низкое воздействие на климат. ТМХ проводит расчет выбросов парниковых газов (далее – ПГ) по двум охватам (область охвата 1 и 2). В 2023 году удельные выбросы ПГ снизились на 32,7% и составили 1,03 тыс. т CO2/млн руб. Валовые выбросы ПГ за 2023 год сократились на 11% и составили 404,7 тыс. тонн СО2-экв. Поддержку оценке оказывает реализация программы по снижению потребления энергоресурсов и повышению энергоэффективности.

Умеренно негативное воздействие на водные объекты. Водозабор осуществляется из централизованных систем водоснабжения и из собственных артезианских скважин. Удельное потребление водных ресурсов в 2023 году увеличилось на 16,5% в связи с ростом объемов производства и составило 14,6 тыс. м3/млн руб., при этом агентство отмечает достаточно высокий уровень повторного использования водных ресурсов - 35%. Сброс прошедших очистку сточных вод в водные объекты осуществляется на 2 предприятиях, на остальных - заключены договоры на приём сточных вод с организациями водопроводно-коммунального хозяйства по водоснабжению и водоотведению.

Минимальное воздействие на биогеоценоз и биоразнообразие. Деятельность группы оказывает минимальное воздействие на биогеоценоз: не сопряжена с уничтожением зеленых насаждений, отсутствуют собственные объекты размещения отходов. ТМХ регулярно проводит мероприятия по озеленению и благоустройству своих промышленных площадок.

Высокоэффективная система обращения с отходами. Доля отходов I-III классов опасности составила 7,5% от общей массы образовавшихся отходов в 2023 году. Большая часть образующихся отходов направляется на утилизацию и обезвреживание (87% в 2023 году). Удельный показатель образования отходов в 2023 году снизился на 13,7% и составил 0,5 тыс. т/млн руб. Поддержку оценке фактора оказывает повторное вовлечение отходов в производственный цикл, использование в производстве вторичных ресурсов, а также внедрение наилучших доступных технологий. В 2023 году 15% отходов было повторно использовано в производственном процессе, в частности, металлолом и металлическая шихта.

Высокий уровень затрат на охрану окружающей среды. В 2023 году капитальные затраты ТМХ на охрану окружающей среды и модернизацию предприятий составили 9 млрд руб., за 2021-2023 годы доля затрат составила почти 2% от выручки за аналогичный период. Агентство положительно оценивает тот факт, что на предприятиях АО «Трансмашхолдинг» производится масштабная модернизация и переоборудование производств, имеющая в том числе и экологический эффект. Доля затрат на модернизацию от общих капитальных затрат в 2023 году составила около 33%.

Удовлетворительная система целеполагания. В группе реализуется программа эффективного использования энергетических ресурсов на промышленных предприятиях АО «Трансмашхолдинг» на период с 2020 – 2026 гг. Программа косвенно учитывает, в том числе сокращение количества удельных выбросов ЗВ и ПГ через общий показатель «Доля топливно-энергетических ресурсов в товарном выпуске», целевой показатель составляет 1,5% к 2026 году. Кроме того, определены дополнительные цели по снижению объемов потребления водных ресурсов на 700 тыс. м3 к 2026 году. Иные целевые показатели по снижению воздействия на окружающую среду в ТМХ не установлены, что ограничивает оценку фактора. Поддержку рейтингу оказывает внедрение системы экологического менеджмента по стандарту ISO 14001:2015. Регулярно на ключевых предприятиях проводятся внешние и внутренние экологические аудиты.

Распространенная практика реализации зеленого офиса. В офисе ТМХ частично используется энергосберегающее оборудование, однако стремление к использованию такого оборудования не закреплено во внутренних документах. Внедрен электронный документооборот, его доля составляет 80%. АО «Трансмашхолдинг» отказался от использования пластиковых стаканов, раздельно собираются некоторые виды отходов, такие как отходы бумаги и отработанные люминесцентные лампы.

Блок Social оказывает положительное влияние

S           

Оптимальный уровень оплаты труда. Средняя заработная плата сотрудников за 2023 год незначительно выше уровня заработной платы по отрасли в России, что оценивается агентством умеренно положительно. Проводится ежегодный пересмотр заработных плат: в 2023 году заработная плата была пересмотрена для 77% сотрудников, средний процент пересмотра составил 15%. Утвержден Стандарт оплаты труда, определяющий периодичность премирования для всех сотрудников.

Благоприятные условия труда. Сотрудники ТМХ обеспечены полисами ДМС, у всех работников есть доступ к различным социальным программам. У сотрудников также есть возможность получить дополнительное образование: в группе действует АНО ДПО «Корпоративный университет ТМХ», в 2023 году обучение прошли 50% сотрудников, на 1 сотрудника в среднем приходилось 14,3 человеко-часов обучения. Планируется развивать программы обучения, а также увеличивать его охват среди сотрудников. Агентство также положительно отмечает повышенный уровень социальной защищенности сотрудников группы.

Низкая текучесть кадров. Уровень текучести кадров в ТМХ по итогам 2023 года составил 15,6%.

Приемлемая система охраны труда. Отрасль характеризуется повышенными рисками для жизни и здоровья сотрудников на производственных площадках. В ТМХ разработаны и утверждены детализированные документы по охране труда, содержащие четкие требования, инструктажи проходят 100% сотрудников. На оценку фактора оказывает влияние умеренно высокое значение LTIFR, составившее в 2023 году 0,58, но есть положительная динамика в сторону уменьшения коэффициента по сравнению с 0,63 за 2022 год. Также влияние оказывает произошедший в 2023 году 1 несчастный случай со смертельным исходом. На предприятиях ТМХ в рамках программ модернизации ведется работа по улучшению условий труда на рабочих местах. Расходы на охрану труда незначительно увеличились по сравнению с прошлым годом и составили 0,5 млрд руб. Поддержку рейтингу оказывает внедренная система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья по стандарту ISO 45001:2018 (ГОСТ Р ИСО 45001-2020).

Очень плотное взаимодействие с обществом. ТМХ ведет работу по благоустройству городов присутствия и создания благоприятной среды. У предприятий заключены договора с профильными учебными заведениями, сформированы цели по финансированию строительства новых учебных заведений для подготовки кадров с последующим их устройством на производства. Расходы на социальные проекты и благотворительность в 2023 году составили 3,7 млрд руб.

Блок Governance оказывает нейтральное влияние

G           

Удовлетворительная система органов управления. В АО «Трансмашхолдинг» действует Совет директоров, состоящий из 10 человек, имеющих большой опыт в отрасли транспортного машиностроения и обладающих соответствующими компетенциями, за последний год1 сменилось 2 директора. Сдерживающим фактором оценки продолжает являться отсутствие комитетов при Совете директоров, независимых директоров и женщин в его составе. Также негативное влияние оказывает тот факт, что в ТМХ не сформирован коллегиальный исполнительный орган, управление группой осуществляет единоличный исполнительный орган – генеральный директор. При этом агентство позитивно оценивает наличие женщин в топ-менеджменте (20,8%).

Приемлемая система стратегического планирования. Ежегодно АО «Трансмашхолдинг» составляет подробную финансовую модель, утверждена Политика в области устойчивого развития, которая определяет релевантные направления устойчивого развития, цели и задачи, но не содержит в себе конкретные целевые показатели, что ограничивает оценку фактора. Ключевая роль в продвижении ESG-повестки в ТМХ принадлежит Дирекции по безопасности производственной деятельности и устойчивому развитию. Для некоторых руководящих должностей установлены KPI, связанные с устойчивым развитием.

Оптимальная система риск-менеджмента. Мониторинг и управление рисками осуществляют блок заместителя генерального директора по корпоративной деятельности и управлению рисками и блок заместителя генерального директора по экономике и финансам. Действуют Положение о внутреннем контроле, инструкция о порядке мониторинга ключевых индикаторов рисков с достаточной степенью детализации. В ТМХ учитываются и анализируются предиктивные индикаторы как финансовых, так и нефинансовых рисков. Действует надежная система по информационной безопасности.

Средний уровень информационной прозрачности. На сайте ТМХ публикуется аудированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО и РСБУ, годовые отчеты, сведения о существенных фактах. Аудитором с 2019 является АО «Кэпт». На сайте есть раздел «Устойчивое развитие», в котором раскрывается существенный объем информации по ESG-критериям. Оценку фактора продолжает сдерживать отсутствие отчетности об устойчивом развитии.

Внедрены отдельные решения в области создания ответственной цепочки поставок. В АО «Трансмашхолдинг» утверждена Политика в области развития качества поставщиков. Требования по устойчивому развитию к поставщикам не установлены, оценка ESG-зрелости и ESG-скоринг контрагентов на 2023 год не проводилась. В 2024 году начата работа по развитию данного направления, в планах ТМХ развитие системы по ESG оценке поставщиков и организация мероприятий по обучению поставщиков компетенциям в области устойчивого развития. Поддержку фактору оказывает реализация программ по развитию малого предпринимательства.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Отчет доступен по ссылке.

Регуляторное раскрытие

При присвоении рейтинга ESG АО «Трансмашхолдинг» применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 29.12.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «Трансмашхолдинг», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

1 За период с 31.12.22 по 31.12.23 гг.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023