Рейтинговые действия, 21.02.2024

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Нижегородец Восток» на уровне ruB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 февраля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Нижегородец Восток» на уровне ruB. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Рейтинг кредитоспособности ООО «Нижегородец Восток» обусловлен сдержанной оценкой бизнес-профиля компании, крайне высокой долговой и процентной нагрузкой, а также удовлетворительным уровнем ликвидности. Помимо этого, влияние оказали ограниченные показатели рентабельности, низкий уровень транспарентности и умеренно высокое качество корпоративного управления.  

ООО «Нижегородец Восток» (далее – компания, «Нижегородец Восток») входит в неформализованную Группу «Нижегородец» и является основной и крупнейшей компанией Группы, которая осуществляет деятельность по продаже новых автомобилей, автомобилей с пробегом, а также по продаже услуг сервисного обслуживания и запчастей. Группа является официальным дилером 18 автомобильных брендов и работает в Москве, Московской области, Нижегородской области, республике Мордовия, где в совокупности открыто 34 автомобильных салона.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по отчетности РСБУ ООО «Нижегородец Восток».

Обоснование рейтинга

Сдержанная оценка бизнес-профиля компании обусловлена умеренно негативной оценкой отрасли автомобильного ритейла в силу слабой устойчивости к внешним факторам и невысоких барьеров для входа новых игроков, а также относительно комфортными рыночными и конкурентными позициями компании на этом рынке. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на новые автомобили значительно снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. Открытие дилерского центра не требует очень высоких капитальных затрат ввиду чего конкуренция на рынке автомобильного ритейла достаточно высокая. Ранее ограничения со стороны автопроизводителей по допустимому количеству дилерских контрактов на каждый город сдерживали рынок от появления новых игроков. Изменение конъюнктуры рынка, уход ключевых зарубежных производителей, приостановка поставок ими новых автомобилей и переориентация на китайские и отечественные бренды снизило барьеры для выхода на рынок и способствовало росту числа автодилеров в России. Однако, возможные ужесточения условий параллельного импорта, включая запрет на поставки через эту схему транспортных средств автопроизводителей, имеющих официальные представительства в России, будут способствовать последующему сокращению количества дилерских центров и их консолидации. В таких условиях, учитывая широкую дилерскую сеть компании, которая была значительно расширена на протяжении 2021-2023 гг. и на текущий момент насчитывает 34 салона в двух федеральных округах, а также длительный опыт работы на рынке, компания имеет существенные конкурентные преимущества перед новыми или небольшими дилерами.

Крайне высокая долговая и процентная нагрузка.  По состоянию на 30.09.2023 (далее – отчетная дата) долговой портфель компании составлял 4,8 млрд. руб. по сравнению с 2,8 млрд. руб. годом ранее. Увеличение заемных средств обусловлено главным образом расширением дилерской сети. Отношение чистого долга на отчетную дату к EBITDA за 12 месяцев, закончившихся 30.09.2023 (далее – отчетный период), составляло 8,0х, годом ранее показатель составлял 7,1х. Агентство допускает снижение уровня долговой нагрузки на горизонте года до уровня 4,3-4,5х и далее до 3,0-3,5х ввиду улучшения финансовых результатов компании на фоне имеющихся предпосылок по росту автомобильного рынка в России. При этом дополнительное давление на рейтинговую оценку в части долговой нагрузки оказывает значительный размер выданных компанией поручительств за связанные компании, входящие совместно с «Нижегородец Восток» в неформализованную Группу «Нижегородец», а также за другие компании крупнейшего собственника. На отчетную дату общий объем выданных поручительств составлял 4,6х EBITDA компании. Таким образом, отношение чистого долга компании и выданных поручительств с учетом кредитного качества компаний, за которых выдано поручительство, а также закрытия части поручительств после отчетной даты, составляет 11,5х. Вследствие высокого уровня долговой нагрузки и компании отмечается повышенная процентная нагрузка. Отношение EBITDA к процентным платежам за отчетный период составляет 1,3х.   

Удовлетворительный уровень ликвидности. Вследствие поменявшейся конъюнктуры рынка в 2022-2023 гг. и изменения порядка расчетов с выходящими на российский рынок китайским автопроизводителями у компании увеличились инвестиции в оборотный капитал, что оказывает давление на операционный денежный поток. По расчетам агентства, такая тенденция продолжится в среднесрочной перспективе, вследствие чего планы компании по увеличению масштабов бизнеса во многом зависят от успешности привлечения дополнительного финансирования для инвестиций в оборотный капитал. Текущий долговой портфель компании имеет достаточно комфортную структуру погашения, без пиковых погашений в среднесрочной перспективе. При этом около 70% заемных средств было предоставлено одним кредитором, что свидетельствует о низкой диверсификации кредитного портфеля по кредиторам и оказывает давление на рейтинговую оценку. Кроме того, давление на ликвидность компании оказывает регулярное предоставление финансирования связанным компаниям.  

Ограниченные показатели рентабельности. За последние 2 года компания значительно нарастила масштабы бизнеса. За отчетный период выручка компании увеличилась в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 21,1 млрд. руб. При этом показатель EBITDA margin за отчётный период сократился до 2,8% по сравнению с 4,8% за аналогичный период годом ранее.  

Низкий уровень транспарентности. Компания со своими дочерними компаниями, а также другими связанными компаниями, составляют неформализованную Группу «Нижегородец» и совместно осуществляют автодилерскую деятельность. При этом «Нижегородец Восток» осуществляет регулярные операции купли/продажи со связанными компаниями, а также получение и предоставление финансирования. При этом компания не составляет консолидированную отчетность по МСФО. В результате этого, по мнению агентства, финансовые риски «Нижегородец Восток» по самостоятельной отчетности могут отражаться не в полной мере по сравнению с консолидированной отчетностью по МСФО, которую компания не составляет. Также сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий уровень информационной прозрачности: компания не публикует годовую отчетность и аудиторское заключение по РСБУ в открытом доступе, а также иную информацию об операционной деятельности.

Умеренно высокое качество корпоративного управления. Структура акционеров компании характеризуются высокой прозрачностью. В компании функционирует коллегиальный исполнительный орган – Правление, а также Совет директоров, состоящий из 4 человек, 1 из которых является независимым директором. Однако, положения о создании этих органов были приняты в декабре 2023 года, в результате чего агентство не может в полной мере оценить эффективность их функционирования. В компании присутствует достаточно развитая практика стратегического планирования и системы управления рисками.  

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «Нижегородец Восток» присвоен впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Нижегородец Восток», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Нижегородец Восток» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Нижегородец Восток» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023