Москва, 6 февраля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности муниципалитета обусловлен высоким уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и рынка труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, умеренной долговой нагрузкой и комфортной сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета и исполнительская дисциплина бюджета. Давление оказывает низкая диверсификация долгового портфеля.
Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2024) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют более 80%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики муниципалитета обусловлен высокими размерными характеристиками – по итогам 2023 года (далее – отчетный год) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными предприятиями, по оценке города, составил 514,2 млрд рублей, продемонстрировав рост к уровню 2022 года на 15,0% в действующих ценах. Наибольшая положительная динамика наблюдалась в обрабатывающих производствах, темп роста которых за январь-ноябрь 2023 года составил 130,0% к соответствующему периоду 2022 года. В структуре обрабатывающей промышленности значительный рост городом отмечается в сферах производства прочих транспортных средств и оборудования (+67,6%), электронных и оптических изделий (+60,0%), резиновых и пластмассовых изделий (+58,5%), готовых металлических изделий (+53,5%), мебели (+47,6%) и электрического оборудования (+45,8%). Кроме того, за 11 месяцев отчетного года положительная динамика наблюдалась по строительству (+48,3% в действующих ценах к аналогичному периоду 2022 года), обороту розничной торговли (+11,0%), общественного питания (+9,1%) и объему платных услуг (+12,6%).
Сильный уровень демографического развития и рынка труда. Для города характерна высокая численность населения, которая, по предварительной оценке города, за последний год увеличилась на 0,7 тыс. человек и на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1636,0 тыс. человек. Положительна динамика обусловлена миграционным притоком населения. Уровень безработицы в 2023 году сократился на 0,2 п. п. и на отчетную дату, по данным Центра занятости населения муниципалитета, составил 0,3%, тем самым оказав поддержку рейтинговой оценке.
Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке города, составил 121,9 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 6,3% в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 12,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Согласно прогнозу социально-экономического развития города на среднесрочный период 2024-2026 годов, по итогам текущего года инвестиции в основной капитал прогнозируются на уровне 132,1 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2023 года сократилась на 6,3 п. п. к уровню 2022 года и составила 42,6%, что связано с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов более чем на 38,0%. В целом доходы бюджета выросли более чем на 24% по сравнению с 2022 годом и по предварительной оценке города составили 83,5 млрд рублей, ННД увеличились на 8,0%. Наибольший рост поступлений относительно 2022 года сложился по таким налогам, как НДФЛ (+21,2%) и налог на имущество физических лиц (+10,4%), при этом поступления по земельному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) сократились на 34,8% и 25,9% соответственно. Снижение поступлений по данным налогам связано с введением с 01.01.2023 года системы единого налогового платежа, кроме того, с 01.01.2023 зачисление налогов в бюджет производится после выставления начислений по налогам, авансовые платежи остаются на лицевом счете налогоплательщика до наступления срока уплаты. В структуре межбюджетных трансфертов наибольший рост сложился по субсидиям (в 1,7 раза) и субвенциям (в 1,3 раза), при этом иные межбюджетные трансферты сократились на 7,6%. В рамках целевых субсидий наибольший рост произошел в сфере дорожно-транспортной деятельности, ЖКХ, а также на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности. Увеличение субвенций обусловлено увеличением расходов на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы. Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 1,4% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 5,5% налоговых доходов.
Расходы городского бюджета в отчетном году увеличились на 23,4% по сравнению с 2022 годом и сложились на уровне 83,5 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладали расходы социального характера, доля которых по итогам 11 месяцев 2023 года составила 67,3%. По предварительным данным города наибольший рост расходов по итогам 2023 года наблюдался по национальной экономике (+24,7%), ЖКХ (+16,5%), образованию (+24,1%) и социальной политике (в 1,6 раза). Гибкость расходной части бюджета оценивается на высоком уровне, по итогам 2023 года доля капитальных расходов увеличились на 0,3 п. п. и составила 9,5%.
В 2023 году бюджет города исполнен с дефицитом 17,1 млн рублей или 0,05% ННД и был покрыт иными источниками финансирования дефицита бюджета – за счет средств на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытых финансовому органу муниципального образования.
Муниципалитет имеет умеренные позиции по долговой нагрузке. Совокупный долг города по итогам отчетного года сократился на 2,7% и на 01.01.2024 составил 22,6 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 7,0 п. п. до 63,5%, в том числе в связи с ростом поступлений по ННД. В структуре долгового портфеля существенных изменений не произошло. На 01.01.2024 долговой портфель представлен преимущественно коммерческими кредитами банков, на их долю пришлось 49,9%, облигационные займы формировали 31,7%, бюджетные кредиты – 18,4%. График погашения обязательств оценивается на умеренно высоком уровне, доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.01.2024 составляет 11,2%, в следующие 12 месяцев – 15,3%, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. Пик погашения долга приходится на 1 квартал 2024 года в связи с амортизацией облигаций. Для города характерна умеренная стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год снизилось на 1,3 п. п. и составило 3,0%, чему способствовало эффективное управление свободными остатками средств на счетах местного бюджета. Муниципалитет имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.08.2023
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.