Рейтинговые действия, 25.10.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-

Москва, 25 октября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (25,2% в ВРП), обрабатывающие производства (20,3%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2022 года (далее – отчетный год) по оценке региона, составил 874,6 млрд рублей, с ростом к уровню 2021 года на 1,0% в сопоставимых ценах. Положительная динамика ВРП в отчетном году была поддержана увеличением производства в промышленности (+3,7%), в том числе в добыче полезных ископаемых (+3,0%) и обрабатывающей промышленности (+6,3%). Также прирост наблюдался в сельском хозяйстве (+4,5%) и розничной торговле (+0,4%). За январь-август текущего года индекс промышленного производства составили 106,8% и был поддержан увеличением производства обрабатывающей промышленности (+19,8%), чему способствовал рост производства прочих транспортных средств и оборудования, производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производства компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования и готовых металлических изделий. Индекс производства продукции сельского хозяйства за январь-июнь 2023 года составил 103,0%, оборот розничной торговли за 8 месяцев текущего года составил 102,9% к аналогичному периоду 2022 года. По итогам 2023 года ВРП ожидается выше уровня отчетного года на 3,0% в сопоставимых ценах, индекс промышленного производства на уровне 105,0%.

Положительно оценивался высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 605,0 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 7,0% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности населения, низкое отношение инвестиций в основной капитал к ВРП и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения региона в отчетном году увеличились на 15,3% к уровню предыдущего года и сложились в размере 31,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 12,4 тыс. рублей с 1 июня 2022 года. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются в размере порядка 34 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2023 год в размере 12,8 тыс. рублей. Численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1,4 млн человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,5%. Основной причиной снижения показателя является естественная убыль населения. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился на 3,5% в сопоставимых ценах и составил 137,0 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 15,9%, что оказало давление на рейтинговую оценку. За первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 2,8% в сопоставимых ценах и составили 56,1 млрд рублей. По итогам 2023 года инвестиции в основной капитал ожидаются регионом на уровне 142,6 млрд рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года оценивается положительно. За последние 6 лет показатель сложился на рекордно низком уровне и составил 2,9%, что ниже уровня 2021 года на 1,6 п. п. Снижению безработицы в текущих условиях способствовала более быстрая, чем планировалось, адаптация предприятий региона к введенным ограничениям, а также возросшая потребность в кадрах крупных и средних промышленных предприятий, обеспечивающих выполнение государственного заказа, что позволило обеспечить занятость значительного числа населения. По итогам текущего года безработица ожидается на уровне отчетного года.

Автономность регионального бюджета оценивалась на умеренном уровне: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам отчетного года снизилась 1,5 п. п. к уровню 2021 года и составила 62,9%. Доходы региона за 2022 год увеличились на 1,8%, в том числе межбюджетные трансферты выросли на 3,7%, ННД сократились на 0,7% и были недовыполнены на 8,2%. В структуре ННД отрицательна динамика сложилась за счет снижения поступлений по налоговым доходам на 0,8%, в том числе по налогу на прибыль организаций на 30,0%. Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2022 года оценивается сдержано: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 45,7% налоговых доходов бюджета региона. За январь-сентябрь 2023 года доходы региона приросли на 7,1%, в том числе ННД на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+25,2%), НДФЛ (+16,5%) и налогу на имущество организаций (+16,8%). Высокий прирост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен низкой базой прошлого года, по НДФЛ – ростом заработной платы, по налогу на имущество организаций – увеличением поступлений от ряда крупнейших налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты по итогам 9 месяцев текущего года сократились на 4,6%, по всем видам трансфертов наблюдается отрицательная динамика, за исключением дотаций, которые увеличились на 19,0%. По итогам текущего года в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, поступления по ННД прогнозируются в размере 72,9 млрд рублей или выше уровня 2022 года на 10,2%, что связано с ожидаемым увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ.

Расходы региона в отчетном году сократились на 2,6% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение отчетного года было направлено 81,9 млрд рублей, что формировало 78,1% всех расходов региона. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством на умеренно высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году увеличилась на 1,0 п. п. и составила 7,4%. За 9 месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 2,5%, в том числе социальные расходы приросли на 0,2%. Наибольший рост расходов пришелся на национальную экономику (+15,4%) и ЖКХ (+20,1%). По итогам текущего года в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, объем расходов прогнозируется на уровне 103,9 млрд рублей, что ниже показателя отчетного года на 1,0%. При этом капитальные расходы ожидаются с ростом на 16,8%, что связано со строительством ряда новых объектов в сферах образования, культуры, спорта, социальной политики, а также объектов коммунальной инфраструктуры.

В 2022 году региональный бюджет был исполнен с профицитом, который составил 0,2 млрд рублей или 0,4% ННД. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом 0,8 млрд рублей или 1,1% ННД, который планируется покрыть за счет остатков денежных средств на счетах бюджета и банковского кредита.

Долг региона по итогам отчетного года увеличился на 9,0% по сравнению с 2021 годом и составил 68,7 млрд рублей, долговая нагрузка приросла на 9,2 п. п. и составляла 104,0%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года ожидается рост долга на 0,7% до 69,2 млрд рублей, при этом долговая нагрузка уменьшится на 9,0 п. п. и составит 95,0%, что обусловлено ожидаемым регионом увеличением поступлений по ННД. Рост долга в текущем году связан с привлечением банковского кредита на финансирование ожидаемого дефицита бюджета. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 92,7%, облигационные займы формировали 7,3% от совокупного долга региона. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов будет составлять 91,5%, облигационные займы – 7,2% и банковские кредиты – 1,3% от объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2023 составляет 7,0% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 1,7%. Для регионального бюджета в отчетном году была характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 1,2% или на 1,5 п. п. ниже уровня 2021 года, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,8%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 105,2 млрд рублей, объем расходов – 104,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.05.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Эксперты назвали регионы с наибольшим числом ограничений для мигрантов

Ведомости

В долгосрочной перспективе это вряд ли повлияет на ожидаемый приток иностранных рабочих
19.12.2024

Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024