Москва, 22 мая 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Область характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 1,1 трлн рублей, что на 1,2% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП на уровне 1,2 трлн рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 100,5%, производства продукции сельского хозяйства – 126,3% и строительства – 138,1%, при этом оборот розничной торговли сократился – 98,2%. Промышленный комплекс региона в условиях внешних вызовов стабильно сработал благодаря многоотраслевой структуре и высокой доле высокотехнологичных обрабатывающих производств; сельское хозяйство – значительным увеличением урожая зерновых и зернобобовых, а также масличных культур; строительство – строительству инженерных коммуникаций, производству электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, а также строительству автомобильных дорог и автомагистралей. Отрицательная динамика товарооборота в отчетном году обусловлена нарушением логистических цепочек импортных поставок, уходом иностранных компаний с российского рынка из-за санкционного давления, а также перехода на сберегательную модель поведения населения. По итогам 2023 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 101,8%, индекс производства продукции сельского хозяйства – 101,3%, по строительству – 101,0% и обороту розничной торговли – 101,6%.
Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 461,1 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 9,0% в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе. Численность населения региона на 01.01.2023 составила 2404,9 тыс. человек и за последний год сократилась на 1,1%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму за последние три года в регионе составило 2,5. В 2022 году среднедушевые денежные доходы населения сложились в размере 28,8 тыс. рублей увеличившись на 9,8% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума – 11,7 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года оценивается положительно. В отчетном году значение показателя снизилось на 1,1 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 3,4%. Регулированию ситуации на рынке труда области способствовали как мероприятия активной политики занятости, так и федеральные меры по снижению напряженности на рынке труда. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 4,0%. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году увеличился на 2,4% в сопоставимых ценах и составил 207,7 млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 18,4%. По итогам 2023 года объем инвестиций ожидается с ростом к уровню отчетного года на 0,5% в сопоставимых ценах.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам отчетного года снизилась 0,1 п. п. к уровню 2021 года и составила 59,3%. Доходы региона за 2022 год увеличились на 12,6%, в том числе межбюджетные трансферты выросли на 12,2%, ННД – на 12,6%. В структуре ННД увеличение наблюдалось как по налоговым доходам (+11,6%), так и неналоговым (в 1,6 раза). По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика, наибольшая по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+15,5%), налогу на имущество организаций (+20,1%) и налогу, взимаемому с связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+26,0%). Увеличение поступлений по НДФЛ связано с ростом перечислений от организаций общественного питания и гостиничного бизнеса (+23,4%), производителей пищевых продуктов (+19,0%), организации профессиональной, научной, технической деятельности (+15,9%), деятельности по операциям с недвижимым имуществом (+14,2%) и др. По налогу на имущество организаций – вводом новых производств в 2021 году, так и изменением с 2022 года регионального законодательства (включение в налоговую базу объектов незавершенного строительства, жилых помещений, гаражей, машиномест), а также завершение льготного периода по организациям, реализовавшим инвестиционные проекты. По УСН – улучшением финансового результата деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих данный специальный налоговый режим. В структуре неналоговых доходов наибольший прирост обеспечен за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, которые приросли в 3,3 раза к уровню 2021 году, в том числе доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете в 3,6 раза. Положительная динамика трансфертов сложилась за счет увеличения субсидий и иных межбюджетных трансфертов на 38,2% и 23,7% соответственно, при этом по дотациям и субвенциям наблюдалось снижение поступлений на 15,7% и 24,9% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2022 года составила 8,7% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,9% налоговых доходов областного бюджета. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 93,3 млрд рублей, что ниже уровня 2022 года на 3,9%.
Расходы региона по итогам отчетного года увеличились на 15,7% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона, как и ранее преобладала социальная направленность. Доля социальных расходов по итогам 2022 года снизилась на 4,6 п. п. и формировала 66,1% от общего объема расходов, чему способствовало сокращение расходов на здравоохранение (-5,3%) и рост расходов на национальную экономику (в 1,5 раза). При этом в абсолютном выражении расходы на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, средства массовой информации в отчетном году увеличились на 8,2% и сложились на уровне 108,0 млрд рублей. Гибкость расходов областного бюджета по итогам отчетного года оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов увеличилась на 2,6 п. п. и составила 9,5%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились в 1,6 раза и составили 15,5 млрд рублей, что обусловлено осуществлением расходов на строительство и реконструкцию социально-значимых объектов, таких как областной клинический онкологический и противотуберкулезный диспансеры, комплексное развитие территории бывшего аэропорта «Центральный» г. Саратова, берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища и др. По итогам 2023 года прогнозируется снижение расходов областного бюджета на 5,8%, в том числе капитальных расходов на 28,2%.
Региональный бюджет по итогам 2022 года был исполнен с профицитом в размере 0,2% ННД. По итогам 2023 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 13,3% ННД или 12,4 млрд рублей. Без учета задействования остатков средств региона и инфраструктурного бюджетного кредита дефицит прогнозируется на уровне 7,3 млрд рублей или 7,8% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме банковских кредитов.
Долг региона по итогам отчетного года увеличился на 7,8% по сравнению с 2021 годом и составил 59,3 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 4,2 п. п. и составила 59,5% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что обусловлено увеличением ННД. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года ожидается рост долговой нагрузки на 10,2 п. п. до 69,7% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита), что связано с увеличением долга региона на 14,8% и снижением поступлений по ННД. Рост долга в текущем году связан с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита регионального бюджета. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 94,1%, облигационные займы формировали 5,9% от совокупного долга региона. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов будет составлять 81,9%, банковские кредиты – 15,2% и облигационные займы – 2,9% от общего объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 10,1% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 5,7%. В регионе отмечается низкая стоимость фондирования из-за превалирования в долговом портфеле бюджетных кредитов: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2022 год составило 0,9%. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,6%, что обусловлено привлечением банковских кредитов. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 163,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 163,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.11.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.