Рейтинговые действия, 14.03.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Калининградской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 14 марта 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2022 год, по предварительной оценке региона, составила 17,5%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 613,0 млрд рублей или на 8,9% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что обусловлено снижением промышленного производства (-17,6%), оборота оптовой (-11,2%) и розничной (-4,0%) торговли. В структуре промышленного производства отрицательная динамика наблюдалась по всем отраслям: добыча полезных ископаемых (-13,2%), обрабатывающие производства (-19,5%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-9,8%) и осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-14,9%). Отрицательная динамика обрабатывающей промышленности обусловлена снижением производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-68,4%), мебели (-43,9%), компьютеров, электронных и оптических изделий (-36,8%), текстильных изделий (-33,2%), бумаги и бумажных изделий (-32,7%), машин и оборудования (-32,2%), кожи и изделий из кожи (-22,3%), электрического оборудования (-20,8%), напитков (-15,9%) и пр. в связи с разрывом налаженных партнёрских связей, ростом стоимости перевозок и переориентацией с сухопутного транспорта на морской, перебоями в поставках сырья и комплектующих на фоне введенных санкций.

Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства по итогам 2022 года составил 594,0 тыс. рублей, что на 2,0% выше уровня 2021 года в действующих ценах. Область входит в число немногих регионов страны, где наблюдается прирост населения, который обусловлен миграционным притоком. По предварительным данным, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) увеличилась на 0,2% к уровню аналогичной даты прошлого года и составила 1032,9 тыс. человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения, по оценке региона, в 2022 году сложились на уровне 34,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,3 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 1,8 п. п. и составил 3,2%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Снижение безработицы обусловлено ростом самозанятых граждан. По состоянию на 01.01.2023 специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» применили 46 тыс. человек, что выше уровня аналогичной даты прошлого года на 66,0%. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось в пределах 20%, что оказало давление на рейтинговую оценку. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 0,6 п. п. и составила 64,2% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 28,7%. В целом доходы бюджета выросли на 25,2% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 24,1%. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2022 году объем указанных трансфертов сократился к уровню 2021 года на 67,0% и составил 13,3 млрд рублей, что обусловлено существенным сокращением производства крупнейшими промышленными компаниями из-за действия введенных санкций, разрывом логистических цепочек поставок комплектующих. В структуре ННД наблюдался рост как по налоговым (+20,8%), так и по неналоговым (в 2,3 раза) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост поступлений относительно 2021 года сложился по таким налогам, как налог на прибыль организаций (+27,4%) в связи с увеличением поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков (в 1,7 раза) и НДФЛ (+26,4%) за счет бюджетной сферы (государственное управление и обеспечение военной безопасности, здравоохранение и образование), компаний отраслей обрабатывающего производства, финансовой и страховой сферы. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений от операций по управлению остатками на казначейском счете (в 3,9 раза), а также увеличением доходов от продажи имущества (в 3,2 раза). Диверсификация налоговой базы региона оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 4,0% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 17,2% налоговых доходов. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, регион ожидает ННД в размере 65,9 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2022 года.

Расходы региона в 2022 году выросли на 34,6% по сравнению с 2021 годом и составили 103,9 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году было направлено 53,5 млрд рублей, что выше 2021 года на 13,3%. При этом доля социальных расходов снизилась на 9,7 п. п., что связано с увеличением расходов на национальную экономику (в 1,9 раза) и ЖКХ (в 1,5 раза). Рост расходов на национальную экономику обусловлен реализацией мероприятий по строительству берегозащитных сооружений, проведению противооползневых и берегоукрепительных работ, проведением аварийно-восстановительных работ по восстановлению авандюны на побережье Балтийского моря в целях предупреждения чрезвычайной ситуации регионального характера, а также поддержкой малого и среднего предпринимательства; на ЖКХ – увеличением субсидии на решение вопросов местного значения в 2,4 раза, а также на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в 1,7 раза. Капитальные расходы в 2022 году приросли на 22,3% по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 14,4% всех расходов региона, что поддержало гибкость бюджета. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен увеличением бюджетных ассигнований на реконструкцию разводного моста через реку Преголь, реконструкцию II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход г. Калининграда 1 и 2 этап), а также реализацией проектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидается рост расходов на 1,1% до 105,0 млрд рублей.

В 2022 году бюджет региона исполнен с дефицитом 1,6 млрд рублей или 2,5% ННД, который был покрыт в основном за счет бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 13,0 млрд рублей или 19,8% ННД. Без учета задействования остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 6,5 млрд рублей или 9,9% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований.

По итогам 2022 года долг региона увеличился на 21,7% и составил 27,2 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась до 39,0% (без учета инфраструктурного кредита) за счет роста поступлений по ННД. Увеличение долга в основном связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Несмотря на рост долга, долговая нагрузка осталась на низком уровне и не оказывает давления на рейтинговую оценку. В 2023 году прогнозируется рост долга на 20,1% до 32,7 млрд рублей в связи с получением очередного транша бюджетного инфраструктурного кредита, а также необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка составит 44,9%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 70,5%, облигационные займы формировали 12,9% всех обязательств, банковские кредиты – 11,0%, государственные гарантии – 5,6%. Доля короткого долга с 01.01.2023 составляет 3,4% совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 6,6%. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга в отчетном году способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2023 составило 0,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,1%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 115,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 117,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.09.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023