Рейтинговые действия, 06.06.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Республики Адыгея до уровня ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 июня 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея до уровня ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей. Последние несколько лет регион имеет бездефицитное исполнение бюджета, показатели долговой нагрузки и обслуживания долга находятся на низком уровне.

Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское и лесное хозяйство, а также оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 180,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,0% выше уровня 2021 года. По итогам текущего года регионом ожидается рост ВРП на 3,0% относительно 2022 года в сопоставимых ценах.  Позитивное влияние на динамику ВРП в 2022 году оказал рост промышленного производства (индекс промышленного производства составил 112,5%) и объема строительных работ (в 1,4 раза). В структуре промышленного производства наблюдалось увеличение производства в обрабатывающей промышленности (+14,3%), добыче полезных ископаемых (+0,7%) и водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+5,8%). Позитивная динамика обрабатывающих производств обусловлена, в основном, увеличением производства товаров пищевой промышленности, бумаги и бумажных изделий, химических веществ и химических продуктов.

Умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 361,3 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности и умеренно высокий уровень безработицы. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 498,0 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,1% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году составил 7,1%, что на 1,2 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне 6,9%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,2, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 4,1% до 36,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 22,4%, до 12,0 тыс. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 46,5 млрд рублей, что на 14,3% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Несмотря на санкционные ограничения инвестиционная активность региона показала рост за счет продолжения реализации крупных проектов, включая логистические центры и проекты в сфере туризма («Лагонаки»). Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 24,9%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 40,2 млрд рублей.

По итогам 2022 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 43,3%, что на 3,8 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим ростом ННД на 19,3% при росте межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 1,8%. В структуре ННД налоговые доходы региона выросли на 16,7% по сравнению с 2021 годом и были поддержаны увеличением поступлений  по НДФЛ (+14,0%), налогу на прибыль организаций (+19,8%), акцизам (+20,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+29,7%), при этом по налогу на имущество организаций наблюдалось снижение (-8,7%). Положительная динамика поступлений по НДФЛ обусловлена увеличением МРОТ, окладов работников государственных органов, а также выплат дивидендов, по налогу на прибыль организаций – ростом поступлений от участников консолидированной группы налогоплательщиков, по акцизам – увеличением объемов реализации продукции, по УСН – ростом налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков, по налогу на имущество организаций – связана с использованием отдельным крупным налогоплательщиком сложившейся в предыдущем периоде переплаты в счет текущих начислений отчетного периода. Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку в связи с высокой зависимостью от финансового состояния крупнейшего налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 24,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 37,0% налоговых доходов регионального бюджета. Поступления неналоговых доходов за 2022 год увеличились 1,7 раза к уровню 2021 года, что обусловлено увеличением поступлений в части доходов от размещения средств бюджета и сумм штрафов по нарушениям правил дорожного движения. По данным региона, по итогам 2023 года регионом ожидается снижение доходов на 2,9%, в том числе на 8,1% по ННД. Снижение по ННД регионом закладывается в связи с ожиданием уменьшения поступлений по налогу на прибыль организаций на фоне отмены института консолидированных групп и по акцизам в связи с отменой предельных объемов налоговых доходов по акцизам на крепкую алкогольную продукцию.

Расходы регионального бюджета в 2022 году приросли на 14,9% и составили 38,4 млрд рублей, из которых 20,0 млрд рублей (53,3% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. В структуре расходов наибольший рост наблюдался по расходам на ЖКХ (в 1,6 раза), а также на общегосударственные вопросы (+22,1%), образование (+21,1%) и социальную политику (+16,2%), при этом произошло снижение расходов на здравоохранение (-6,4%), культуру и кинематографию (-6,4%). Гибкость расходной части бюджета региона оказала позитивное влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 17,6%. Согласно данным региона, по итогам 2023 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 8,6%.

В 2021-2022 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 4,3 млрд рублей или 28,3% ННД. Без учета инфраструктурного бюджетного кредита и остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть часть прогнозируемого дефицита, дефицит составит 1,5 млрд рублей или 9,9% ННД.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 3,7 млрд рублей, что на 25,7% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка снизилась на 0,8 п. п. и составила 20,5%. Снижение долговой нагрузки произошло на фоне отмеченного роста ННД. По итогам 2023 года ожидается, что долг вырастет в 1,5 раза в результате привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов и банковских кредитов на финансирование дефицита, в результате чего долговая нагрузка (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) увеличится до 27,1%, но по-прежнему останется на комфортном уровне и не будет оказывать давление на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 80,1%, а остальной долг был представлен банковскими кредитами с долей 19,9%. По итогам 2023 года в долговом портфеле региона доля бюджетных кредитов снизится до 71,3%, а доля банковских кредитов вырастет до 28,7%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 38,4 млрд рублей, объем расходов – 38,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023