Рейтинговые действия, 11.01.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ярославской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 января 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составит 747,3 млрд рублей, снизившись к уровню 2021 года на 2,2% в сопоставимых ценах, что вызвано геополитической обстановкой и введением санкций. За январь-октябрь 2022 года в регионе наблюдался спад промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 10 месяцев отчетного года составил 97,9% к соответствующему периоду 2021 года. Отрицательная динамика наблюдалась в обрабатывающей промышленности (-1,9%), деятельности организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (-0,9%), а также деятельности организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-12,5%). По итогам 2022 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 98,1%.

Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, в 2022 году составит 611,8 тыс. рублей. Численность населения региона за последние три года снизилась на 3,0% и на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), по оценочным данным региона, составит 1,2 млн человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренно высоком уровне и составляет 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году, по оценке региона, сложились на уровне 36,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года регионом оценивается на уровне 5,4%. Низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП все также оказывает давление на рейтинговую оценку. За 9 месяцев 2022 года инвестиции в основной капитал снизились на 16,3% и составили 66,4 млрд рублей. Отрицательная динамика связана с геополитическими условиями и санкционным давлением, что привело к нарушению логистических цепочек поставок оборудования, материалов, комплектующих и потребовало поиска новых поставщиков, увеличились сроки поставки и стоимость оборудования в связи с чем реализация части инвестиционных проектов была приостановлена для пересмотра технологической и финансовой составляющих. По итогам 2022 года инвестиции оцениваются регионом на уровне 99,6 млрд рублей, отношение инвестиций к ВРП за последние три года составит порядка 15%.

Бюджет области характеризуется высоким уровнем достаточности: по оценке региона, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года составит 75,3%, что на 0,9 п. п. ниже уровня 2021 года. Несмотря на небольшое снижение показатель находится на высоком уровне и оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. За отчетный год, по оценочным данным региона, доходы областного бюджета выросли более чем на 16 % по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД более чем на 10%, трансферты – 9,5%. Положительная динамика ожидается по всем бюджетообразующим налогам, наибольшая по налогу на прибыль организаций (+12,5%), налогу на доходы физических лиц (+9,5%), акцизам (+10,8%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,0%).

Расходы субъекта в 2022 году, по оценочным данным региона, увеличатся более чем на 21% по сравнению с 2021 годом и составят 110,2 млрд рублей. В структуре расходов региона, как и ранее преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено порядка 65 млрд рублей, что сформировало около 59% всех расходов региона. Доля социальных расходов в отчетном году снизилась порядка на 7%, при этом в абсолютном выражении социальные расходы увеличились более чем на 8%. Снижение доли социальных расходов связано со снижением расходов на здравоохранение. Капитальные расходы, по оценочным данным региона, в 2022 году выросли почти в 2 раза по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось около 12% всех расходов региона, что поддержало гибкость бюджета. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством общеобразовательных учреждений в рамках реализации регионального проекта «Современная школа», строительством объекта ФАИП «Берегоукрепление правого берега р. Волги в городе Рыбинск», увеличением количества заключенных муниципальных контрактов на приобретение квартир в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», а также увеличением расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2021 году бюджет региона был исполнен с профицитом. В 2022 году, по оценке региона, исполнение бюджета будет с дефицитом в размере 3,9 млрд рублей или 4,9% ННД. За вычетом остатков средств на счетах региона, которые планируется направить на погашение дефицита, и бюджетного инфраструктурного кредита исполнение бюджета будет бездефицитным.

По итогам 2022 года долг области, по оценочным данным, увеличится на 15,7% и составит 48,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличится до 59,5% (без учета инфраструктурного кредита). Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. На 01.01.2023 в структуре долгового портфеля наибольшую долю занимают бюджетные кредиты – 75,2%, облигационные обязательства формируют 24,8%. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2023 составляет 7,7% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,9%. Увеличение доли бюджетных кредитов в долговом портфеле способствует снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизится на 1,3 п. п. по сравнению с 2021 годом и составит 1,4%, что позитивно отражается на рейтинговой оценке. Область имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета, по оценке региона, по итогам 2022 года, составил 106,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 110,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.07.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023