Рейтинговые действия, 21.02.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Новосибирска на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 февраля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2023) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют более 78%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.

Муниципалитет характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности по итогам 11 месяцев 2022 года составил 376,7 млрд рублей, продемонстрировав рост к аналогичному периоду 2021 года на 12,9% в действующих ценах. Также в январе-ноябре отчетного года наблюдался прирост по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 6,4% в действующих ценах и в абсолютном выражении составил 295,7 млрд рублей. Объем платных услуг составил 88,9 млрд рублей, что на 7,2% выше января-ноября 2021 года. Уровень безработицы по итогам 2022 года (далее – отчетный год) снизился на 0,6 п. п. и составил 0,5%, что оценивается положительно.

Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год, по предварительным данным муниципалитета, составил 121,6 млрд рублей, что на 9,0% выше, чем в 2021 году в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 14,3%, что оказало давление на рейтинговую оценку. В целях привлечения частных инвестиций в экономику города на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на заключение и реализацию новых инвестиционных проектов. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 130,0 млрд рублей.

Бюджетообеспеченность города оценивается на умеренно низком уровне, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам 2022 года снизилась на 2,6 п. п. и составила 48,9% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 23,0%. В целом доходы бюджета выросли более чем на 16% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД почти на 11%. В структуре налоговых доходов наибольший рост поступлений относительно 2021 года сложился по таким налогам, как НДФЛ (+16,7%) в связи с поэтапной индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, а также с увеличением МРОТ в 2022 году; налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+17,7%) за счет увеличения общей налогооблагаемой базы плательщиков; акцизам (+20,0%) в основном за счет увеличения норматива отчислений акцизных ставок на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла. При этом поступления по земельному налогу снизились более чем на 17% в связи с утверждением новой кадастровой оценки земельных участков, применяемой с 01.01.2022. По межбюджетным трансфертам наибольший прирост сложился по целевым субсидиям (в 1,5 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,3 раза). Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 1,9% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось порядка 6,5% налоговых доходов. По итогам 2023 года муниципалитетом ожидается незначительный рост поступлений ННД до 33,1 млрд рублей.

Расходы городского бюджета по итогам 2022 года увеличились на 18,0% по сравнению с 2021 годом и составили 67,7 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 43,6 млрд рублей, что сформировало 64,4% всех расходов города. Доля социальных расходов в отчетном году снизилась по сравнению с 2021 года на 3,3 п. п., что обусловлено увеличением расходов по национальной экономике (+26,8%) в связи с увеличением объема межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов на ремонт дорог, организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, а также приобретением автобусов в лизинг и ЖКХ (в 1,8 раза) в связи с увеличением объема целевых субсидий из областного бюджета на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов и территорий общего пользования, а также установлением иных межбюджетных трансфертов на организацию водоотведения в границах города, выполнение работ по установке стелы «Новосибирск-Город трудовой доблести» и пр.

В 2022 году бюджет города исполнен с дефицитом 0,4 млрд рублей или 1,2% ННД, который был покрыт за счет остатков денежных средств и банковских кредитов. В соответствии с решением о бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 0,8 млрд рублей или 2,4% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться муниципальные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Совокупный долг города по итогам 2022 года увеличился на 1,4%, при этом долговая нагрузка уменьшилась на 6,6 п. п. до 70,5% в связи с увеличением поступлений ННД. Несмотря на снижение, долговая нагрузка осталась на умеренно высоком уровне и оказала давление на рейтинговую оценку. В текущем году прогнозируется рост долга на 3,4% до 24,0 млрд рублей в связи необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка по итогам года составит 72,5%. Долговой портфель на 01.01.2023 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 44,0%, облигационные займы формировали 37,1% всех обязательств, бюджетные кредиты – 18,9%. По итогам 2023 года лидирующую позицию будут занимать облигационные займы с долей 59,0%, банковские кредиты и бюджетные кредиты будут формировать 22,7% и 18,3% от общего долгового портфеля соответственно. График погашения обязательств оценивается отрицательно, в течение ближайших 12 месяцев с 01.01.2023 погашению подлежит 36,5% совокупного долга, пик погашения приходится на 3 квартал 2023 года в связи с погашением ряда банковских кредитов, бюджетного кредита и облигационного займа на общую сумму 6,2 млрд рублей. Для города характерна умеренно высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год снизилось на 1,5 п. п. и составило 4,3%, по итогам текущего года ожидается на уровне 5,1%. Муниципалитет имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 67,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 67,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.08.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023