Рейтинговые действия, 27.12.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг города Красноярска до уровня ruА+ и изменил прогноз на стабильный

Москва, 27 декабря 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности города Красноярска до уровня ruА+ и изменило прогноз по рейтингу на стабильный. Ранее у города действовал рейтинг на уровне ruA с позитивным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей в 2023 году. В городе наблюдается динамичное снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга. Численность населения демонстрирует поступательный рост за счет миграционного прироста. Размерные характеристики экономики находятся на высоком уровне.

Рейтинг кредитоспособности муниципалитета обусловлен высоким уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и рынка труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортной долговой нагрузкой и сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета и исполнительская дисциплина бюджета.

Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики муниципалитета обусловлен высокими размерными характеристиками – по итогам 2022 года (далее – отчетный год) объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) составил 863,4 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года почти на 13% в сопоставимых ценах. За 9 месяцев 2023 года данный показатель сложился на уровне 562,8 млрд рублей, что ниже уровня аналогичного периода 2022 года на 9,5% в действующих ценах. Снижение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами наблюдалось в таких отраслях экономики, как деятельность по операциям с недвижимым имуществом (-4,9%), деятельность профессиональная, научная и техническая (-12,2%), обрабатывающие производства (-28,0%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (-57,9%). По итогам 2023 года объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности (за исключением субъектов малого предпринимательства) ожидается на уровне отчетного года. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг в 2022 году металлургическое производство формировало 30,6%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров.

Сильный уровень демографического развития и рынка труда. Для города характерна высокая численность населения, которая за последний год увеличилась на 0,3% и на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1,2 млн человек. По итогам текущего года ожидается прирост численности населения на 0,4% или на 4,2 тыс. человек. Уровень безработицы в 2022 году увеличился на 0,02% и на отчетную дату составил 0,47%, несмотря на рост показатель остался на низком уровне и оказал поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года безработица ожидается на уровне 0,4%.

Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 121,0 млрд рублей, что на 0,1% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 13,5%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года инвестиции в основной капитал городом ожидаются на уровне 137,2 млрд рублей или на 0,5% выше уровня отчетного года в сопоставимых ценах.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2022 года составила 52,0%, что на 1,2 п. п. ниже уровня 2021 года в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 18,2%. В целом доходы бюджета выросли на 15,4% по сравнению с 2021 годом и составили 52,1 млрд рублей, в том числе ННД увеличились на 12,7% и превысили бюджетные назначения на 2,3%.Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 4,7% налоговых доходов. За 10 месяцев текущего года поступления по ННД увеличились на 10,6% к аналогичному периоду 2022 года и были поддержаны поступлениями по налогу на прибыль организаций (+9,8%), НДФЛ (+14,0%) и УСН (+12,2%), при этом поступления по земельному налогу сократились на 8,1%. Увеличение налога прибыль обусловлено увеличением поступлений от организаций, занятых в сфере добычи полезных ископаемых, металлургического производства, обеспечения электрической энергией и др., НДФЛ – ростом фонда заработной платы, УСН – увеличением количества плательщиков и ростом налоговой базы в связи с прекращением в 2023 году срока действия пониженных налоговых ставок в отдельных отраслях экономики. Снижение поступлений по земельному налогу связано с переоценкой в 2022 году кадастровой стоимости земельных участков. Межбюджетные трансферты за 10 месяцев текущего года сократились на 2,5% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе субсидии – в 1,3 раза, при этом субвенции и иные межбюджетные трансферты увеличились на 10,9% и 16,9% соответственно. Увеличение субвенций связано с передачей части полномочий из краевого бюджета, иных межбюджетных трансфертов – с дополнительным финансированием мероприятий по снижению объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также финансовым обеспечением расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в сфере дошкольного и общего образования детям из семей лиц, принимающих участие в специальной военной операции и др. По итогам 2023 года муниципалитет ожидает увеличение поступлений по ННД на 10,3% к уровню 2022 года до 29,9 млрд рублей. Межбюджетные трансферты ожидаются на уровне 30,2 млрд рублей с ростом к уровню отчетного года на 20,4%, что связано с ежегодной работой муниципалитета по привлечению средств из вышестоящих бюджетов на реализацию важных для города задач, таких как строительство и приобретение детских садов и школ, переселение граждан из аварийного жилья, мероприятия по благоустройству, строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог и другие цели.

Расходы городского бюджета в отчетном году увеличились на 22,3% по сравнению с 2021 годом и сложились на уровне 51,3 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 32,4 млрд рублей, что сформировало 63,2% всех расходов города. Капитальные расходы в 2022 году выросли в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 18,5% всех расходов муниципалитета, что поддержало гибкость бюджета и оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством и реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры, общеобразовательных учреждений, а также увеличением расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пр. За 10 месяцев текущего года расходы бюджета выросли на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 40,3 млрд рублей, в том числе социальные расходы приросли на 13,4% и составили 27,7 млрд рублей. Наибольший прирост наблюдается по расходам на образование (+26,2%) в связи с увеличением количества строящихся (реконструируемых) объектов и индексацией заработной платы работников бюджетной сферы с 01.07.2023. По итогам текущего года город ожидает объем расходов на уровне 60,9 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 18,7%, при этом капитальные расходы снизятся на 23,0% в связи с уменьшением средств, направляемых в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» в результате завершения этапов ее реализации. Несмотря на сокращение капитальных расходов в текущем году, гибкость расходной части бюджета останется на высоком уровне.

С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года профицит бюджета составил 0,8 млрд рублей или 2,9% ННД. По итогам 2023 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом 0,9 млрд рублей или 3,0% ННД, который будет покрыт за счет остатков денежных средств на счетах на начало года.

Муниципалитет имеет комфортные позиции по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города оценивается на низком уровне: по итогам 2022 года долг муниципалитета сократился на 17,1% и на 01.01.2023 составил 6,6 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 8,7 п. п. до 24,2%, в том числе в связи с ростом ННД. По итогам текущего года совокупный долг ожидается ниже уровня отчетной даты на 3,1%, долговая нагрузка снизится на 2,9 п. п. до 21,3%, в том числе в связи с прогнозируемым ростом поступлений по ННД. В последние годы долговая нагрузка города имеет тенденцию к снижению, с 2019 года показатель сократился почти на 57 п. п. На 01.01.2023 долговой портфель был представлен преимущественно банковскими кредитами, на их долю пришлось 65,6%, облигационные займы формировали 34,4%. По итогам 2023 года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. Сокращение долговых обязательств в 2022 году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам прошлого года снизилось на 0,9 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 1,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 0,8%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.07.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024