Рейтинговые действия, 20.12.2023

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Транс-Миссия» на уровне ruBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Транс-Миссия» на уровне ruBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности ООО «Транс-Миссия» обусловлен умеренно позитивной оценкой блока бизнес рисков, высокими показателями маржинальности, умеренно высокой долговой нагрузкой при негативной оценке покрытия процентных платежей, удовлетворительной ликвидностью и низкой оценкой блока факторов корпоративных рисков.

ООО «Транс-Миссия» (далее - Транс-Миссия, Компания) является ключевым юридическим лицом сервисов такси «Таксовичкоф» и «Ситимобил», который формирует свои доходы за счёт агрегирования заказов физических и юридических лиц с целью передачи их на исполнение партнёрам в лице водителей такси и таксопарков, подключенных к системе Компании. Компания выступает центром формирования доходов и привлечения капитала на развитие сервисов такси. Транс-Миссия является владельцем товарных знаков «Таксовичкоф» и «Ситимобил», абонентом телефонных номеров сервисов и обладателем права пользования программным обеспечением.

Компания является частью группы People&People, объединяющей ряд активов из транспортной отрасли, среди которых основными сегментами являются: «Релиз Лизинг» (лизинг в сфере грузовых и пассажирских перевозок), сервисы «Ситимобил» и «Таксовичкоф» (пассажирские перевозки), «Грузовичкоф» (грузовые перевозки), «Достаевский» (доставка готовой еды), «Автофлот» (малотоннажные грузовые перевозки). Транс-Миссия является ключевым юридическим лицом в сегменте «Ситимобил» и «Таксовичкоф», который включает в себя ряд связанных и дочерних структур, обеспечивающих владение программным обеспечением (дочерняя ООО «Смарткар»), дооснащение и купле-продажу автомобилей (дочерняя ООО «Автоспот») через связанную лизинговую компанию (ООО «Релиз Лизинг»), аренду серверов (связанная ООО «Трансхолдинг»). В дальнейшем ООО «Трансхолдинг» планируется сделать дочерним обществом для Компании, а также перераспределить часть доходов Транс-Миссии (по агентскому договору) на это юридическое лицо для целей соответствия нормам законодательства. Это связано с невозможностью комбинации деятельности по агрегированию заказов и фрахтованию транспортных средств из-за изменения норм законодательства. Между Транс-Миссией и другими компаниями в сегменте «Таксовичкоф и Ситимобил» отсутствуют взаимные поручительства.

Компания не формирует консолидированную отчётность по сегменту «Таксовичкоф и Ситимобил», в связи с чем рейтинговая оценка основывается на индивидуальной РСБУ отчётности Транс-Миссия. Агентство отмечает ограниченность и недостаточную прозрачность подобной отчетности, учитывая взаимосвязь Компании с другими юридическими лицами. Агентство отмечает, что составление в будущем аудированной консолидированной отчетности по стандартам МСФО, а также внедрение в Компании бюджетирования на уровне группы могут значительно повысить уровень ее прозрачности для внешних пользователей.

Обоснование рейтинга

Умеренно позитивная оценка блока бизнес-рисков. Рынок агрегаторов такси является сильно концентрированным, на долю топ-3 игроков приходится более 75% всего российского рынка. За прошедшие 2 года конкурентное окружение заметно сократилось за счёт усиления рыночных позиций «Яндекс.Такси», в т.ч. после сделки с Uber, ухода иностранных брендов. В результате этого, отрасль функционирования Компании оценивается как высоко концентрированная. При этом при оценке фактора барьеров для входа агентство отмечает сильный разрыв по доле рынка между Компанией и лидером отрасли.  В кризисные периоды оборот рынка такси снижался в пределах темпов роста экономики, при этом агрегаторы обладают слабой подверженностью риску увеличения затрат таксопарков, поскольку самостоятельно не несут прямых затрат на обслуживание транспортных средств, оплату услуг водителей, пр. При этом агентство отмечает необходимость поддержки таксопарков за счет рассрочки платежей, регулирования ставки комиссии и иных мотивационных мер для удержания базы водителей в сервисе.

После приобретения бренда «Ситимобил» Компанией в 2022 году, рыночные и конкурентные позиции Транс-Миссии заметно усилились, что позволило ей войти в топ-5 крупнейших игроков на рынке. Агентство также отмечает трудоемкость создания и внедрения программного обеспечения на рынок.  Эти факторы оказали позитивное влияние на уровень рейтинга. Продуктовая диверсификация бизнеса оценивается на нейтральном уровне – выручка Компании за 30.06.2022-30.06.2023 (далее – отчетный период, 30.06.2023 LTM) была сформирована на 66% за счёт комиссионных поступлений за поездки такси. Остальные доходы были сформированы за счёт рекламы, реализации топлива, оказания транспортных услуг сервисам связанных сторон. Агентство отмечает отсутствие риска концентрации активов – Компания обеспечивает резервирование критически-важных решений, баз данных и среды разработки с географическим распределением мест хранения данных. На текущий момент ведется резервирование из 4 в 2 основных центрах обработки данных. Также компания осуществляет холодное резервное копирование критических информационных систем. Зависимость от поставщиков и подрядчиков отсутствует.

Умеренно высокая долговая нагрузка при низком покрытии процентных платежей. За период 30.06.2021-30.06.2022 (далее – 30.06.2022 LTM) долговая нагрузка Компании существенно увеличилась в результате сделки по приобретению бренда «Ситимобил» за счёт заёмных средств. Компанией, а также 2 связанными сторонами – ООО «Круиз» (держатель сервиса «Грузовичкоф») и ООО «Автофлот-Столица» (держатель сервиса «Автофлот») – был выбран мезонинный кредит на выкуп товарного знака. По кредитам предусмотрены перекрёстные поручительства между компаниями группы People & People. При расчёте долговой нагрузки Транс-Миссии Агентство частично учитывало выданные поручительства по мезонинному кредиту в пользу связанных сторон, учитывая потенциал для компаний группы для его самостоятельного обслуживания. В результате этого, по расчётам агентства, скорректированный долг Компании на 30.06.2022 к EBITDA за 30.06.2022 LTM составил 4.3х. По мере того, как сервис стал генерировать денежный поток в адрес Компании, отношение скорректированного долга на 30.06.2023 (далее – отчетная дата) к EBITDA за отчетный период сократилось до 3.5х. Агентство ожидает увеличения размера долга в перспективе 12 месяцев после отчетной даты на 300 млн руб. на фоне проведения маркетинговых мероприятий, при этом Компания планирует провести их единоразово. Без учёта единоразовых затрат на маркетинговые мероприятия агентство ожидает нахождения показателя долг к EBITDA в течение 2 лет от отчётной даты в диапазоне 2.0-4.5х. С учётом затрат на маркетинговые мероприятия показатель превысит бенчмарк агентства в 4.5х в перспективе 12 месяцев от отчетной даты, с последующим сокращением до комфортного уровня. По итогам отчётного периода отношение EBITDA к процентным расходам снизилось до уровня 3.5х по сравнению с 5.4х годом ранее из-за более продолжительного периода владения возросшими кредитными средствами в отчётном периоде. Агентство ожидает ухудшения показателя процентной нагрузки до 1.7-3.3х в перспективе 2 лет от отчётной даты из-за высокой доли долга с плавающей процентной ставкой (около 88% на отчётную дату) на фоне роста ставки ЦБ РФ и увеличения долговой нагрузки в целом.

Удовлетворительная оценка ликвидности.  Компании присуща высокая дюрация кредитного портфеля, более 80% долговых обязательств имеют сроки погашения за пределами 2 лет от отчётной даты. Однако диверсификация кредиторов низкая – около 88% заёмных средств Компании приходятся на 1 кредитора. Транс-Миссия не располагает невыбранными кредитными линиями в каком-либо банке, что на фоне повышенных инвестиций в оборотный капитал увеличивает риск кассовых разрывов и ограничивает качественную оценку ликвидности. Агентство отмечает, что Компании может потребоваться привлекать дополнительный заёмный капитал для исполнения плановых платежей по долговым инструментам или их рефинансирования, оплаты операционных и инвестиционных затрат.

Высокая маржинальность. За 30.06.2022 LTM и 30.06.2023 LTM рентабельность по EBITDA Компании составляла около 27% при бенчмарке для максимальной оценки в 30%. Агентство не видит фундаментальных предпосылок для сокращения рентабельности бизнеса без учёта единоразовых событий в перспективе 2 лет от отчётной даты.

Низкий уровень корпоративного управления и транспарентности обусловлен сложной структурой собственности компаний группы People&People и наличием существенных операций со связанными сторонами, которые могут обусловить риск нерепрезентативности индивидуальной отчётности РСБУ Компании Транс-Миссия. Также агентство негативно оценило степень транспарентности Компании из-за невозможности получения ряда расшифровок данных финансовой отчётности до середины 2023 года вследствие технического сбоя в системах, который привёл к уничтожению большей части информации без возможности восстановления. Это событие также нашло своё отражение в негативной оценке качества риск-менеджмента. Тем не менее, Компания провела меры по устранению таких событий и их недопущению в будущем. Агентство также отмечает, что корпоративное управление находится на этапе становления – в Компании отсутствует Совет директоров и Правление. На уровне организации действует инвестиционный комитет, который согласует принятые решения и планы с головной структурой группы People&People.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Транс-Миссия» присвоен впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Транс-Миссия», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Транс-Миссия» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Транс-Миссия» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023