Москва, 20 декабря 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и рынка труда, сдержанным уровнем инвестиционного климата, комфортной долговой нагрузкой и сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета и умеренно высокая диверсификация экономики. Давление на рейтинговую оценку оказывает исполнительская дисциплина бюджета, находящаяся на среднем уровне.
Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил 747,3 млрд рублей или на 1,9% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что вызвано геополитической обстановкой и введением санкций. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее – прогноз СЭР), индекс физического объема ВРП по итогам 2023 года ожидается на уровне 102,9%. В отчетном году промышленность региона продемонстрировала устойчивую положительную динамику – индекс промышленного производства составил 103,8% к уровню 2021 года. В январе-октябре текущего года промышленный сектор также демонстрирует положительную динамику (индекс промышленного производства составил 109,7% относительно аналогичного периода прошлого года), поддержку ему оказывает обрабатывающая промышленность (+11,7%). Высокий прирост отмечается в таких отраслях, как производство электрического оборудования (+45,8%), ремонт и монтаж машин и оборудования (+44,8%), производство табачных изделий (+34,9%), химических веществ и химических продуктов (+32,5%), а также производство компьютеров, электронных и оптических изделий (+28,1%). По итогам 2023 года в соответствии с прогнозом СЭР индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 104,8%. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 11,4% к уровню 2021 года в действующих ценах и составил 0,6 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на высоком уровне и составило 2,9. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 38,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была в размере 13,1 тыс. рублей. По итогам 2023 года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются на уровне 42,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,8 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и рынка труда. В регионе умеренно низкая численность населения, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 1,2 млн человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,9%, тем самым оказала давление на рейтинговую оценку. Умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку оказал среднегодовой уровень безработицы, который по итогам 2022 года снизился на 0,9 п. п. и составил 5,0%, несмотря на это, значение показателя превышало среднероссийское на 1,1 п. п. В августе-октябре текущего года безработица сложилась на уровне 3,6%, по итогам 2023 года регионом ожидается на уровне 4,0%.
Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года составил 109,6 млрд рублей или на 15,8% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что обусловлено структурной перестройкой производственно-логистических цепочек, в том числе поиском новых поставщиков технологий, оборудования, материалов, комплектующих, рынков сбыта, из-за санкционных ограничений и отказа иностранных партнеров от сотрудничества с российскими компаниями, а также ростом цен на товары инвестиционного назначения и строительные материалы. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 15,3%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Инвестиционная привлекательность региона находится умеренно высоком уровне. По итогам 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал составили 84,0 млрд рублей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 16,5% в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года в соответствии с прогнозом СЭР, показатель ожидается на уровне 120,5 млрд рублей с ростом к уровню отчетного года на 4,1% в сопоставимых ценах. Основным фактором роста послужит низкая база отчетного года и реализация инвестиционных проектов, перенесенных с 2022 года на 2023 год.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Агентство отмечает низкую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2022 года составила 76,0%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года, по итогам 2023 года ожидается ее увеличение до 77,9%. За отчетный год доходы региона выросли на 10,5% по сравнению с 2021 годом и составили 105,2 млрд рублей, в том числе ННД увеличились на 10,3%, трансферты – на 10,9%. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась на умеренном уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика – Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», пришлось 10,5% в налоговых доходах отчетного года, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,4% налоговых доходов бюджета региона. За 10 месяцев 2023 года доходы областного бюджета увеличились на 19,4% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе ННД – на 21,9%. По всем бюджетообразующим налогам наблюдалась положительная динамика, за исключением акцизов по подакцизным товарам (-1,0%), что связано с поступлением акциза на пиво за октябрь текущего года в ноябре из-за особенностей механизма единого налогового платежа. Наибольший прирост наблюдался по налогу на прибыль организаций (в 1,4 раза), который связан с низкими темпами поступления налога в 2022 году по ряду предприятий обрабатывающей промышленности и банковского сектора на фоне геополитической обстановки, а также с регулированием отдельных вопросов налогообложения и НДФЛ (+16,1%) – ростом фонда начисленной заработной платы. Межбюджетные трансферты за 10 месяцев текущего года увеличились на 10,0%, что обусловлено увеличением поступлений дотаций (+10,7%) и субсидий (+32,3%) при снижении объема субвенций (-36,3%) и иных межбюджетных трансфертов (-17,8%). Увеличение объема дотаций связано с предоставлением дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, а также увеличением объема дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, субсидий – с предоставлением ряда новых субсидий на обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на софинансирование капитальных вложений, а также увеличением субсидий на сокращение доли загрязненных сточных вод, на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений. Снижение объема субвенций обусловлено передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования РФ, иных межбюджетных трансфертов – сокращением поступлений по ряду трансфертов, в том числе на финансирование дорожной деятельности, на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, а также снижением поступлений за счет резервного фонда Правительства РФ. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 97,7 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 22,1% и связано с ожидаемым увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ. Межбюджетные трансферты прогнозируются с ростом к уровню отчетного года на 6,5%.
Расходы региона в отчетном году увеличились на 17,8% по сравнению с 2021 годом и составили 107,1 млрд рублей. В структуре расходов, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 64,4 млрд рублей, что формировало 60,1% всех расходов региона. Гибкость расходной части бюджета области оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году увеличилась на 1,8 п. п. и составила 9,0%. За 10 месяцев текущего года расходы бюджета увеличились на 15,6% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе расходы социального характера – на 9,8%. Наибольший рост расходов пришелся на национальную экономику (в 1,5 раза) и образование (+10,0%), при этом расходы на ЖКХ сократились (-20,5%), что связано с завершением в 2022 году двух крупных объектов капитального строительства муниципальной собственности в рамках реализации регионального проекта «Оздоровление Волги», уменьшением расходов по ряду мероприятий в связи с отсутствием в текущем году федерального финансирования и пр. По итогам текущего года регион прогнозирует увеличение расходов на 25,4%, в том числе капитальных расходов в 1,8 раза в связи с реализацией инфраструктурных проектов за счет средств бюджетных кредитов, увеличением расходов федерального и областного бюджетов для завершения строительства ряда объектов и началом новых объектов в рамках ФАИП.
В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом, который составил 1,9 млрд рублей или 2,3% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов (далее – ИБК) и остатки денежных средств на счетах. В 2023 году исполнение бюджета ожидается также с дефицитом, размер которого составит 9,0 млрд рублей или 9,2% ННД. Прогнозируемый дефицит будет покрыт за счет остатков средств на счетах региона, ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств и специального казначейского кредита (далее – СКК).
Регион имеет комфортные позиции по долговой нагрузке. Совокупный долг области на отчетную дату увеличился на 15,7% и составил 48,4 млрд рублей в связи с привлечением ИБК и бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Долговая нагрузка увеличилась на 2,8 п. п. до 60,6% (без учета инфраструктурного бюджетного кредита – до 59,5%). По итогам текущего года прогнозируется рост долга на 10,0% до 53,3 млрд рублей, при этом ожидается снижение долговой нагрузки на 6,0 п. п. до 54,5% (без учета ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК – до 47,0%), что связано с прогнозируемым ростом поступлений по ННД. Увеличение долга региона обусловлено привлечением очередного транша ИБК, казначейского кредита на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК. На 01.01.2023 в структуре долгового портфеля наибольшую долю занимали бюджетные кредиты – 75,2%, облигационные займы – 24,8%. По итогам текущего года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов составит 79,0%, облигационных займов – 17,2% и банковских кредитов – 3,8%. График погашения обязательств оценивается на умеренно позитивном уровне, доля короткого долга с 01.01.2024 составит 8,3% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 18,4%. Увеличение доли бюджетных кредитов в долговом портфеле способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 1,3 п. п. по сравнению с 2021 годом и составит 1,4%, что позитивно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,2%. Область имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.06.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.