Рейтинговые действия, 01.12.2023

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг г. Санкт-Петербургу на уровне ruAAA

Москва, 1 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербургу на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.

Город Санкт-Петербург (далее – город, Санкт-Петербург) – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 10,8 трлн рублей, что на 1,7% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативная динамика ВРП города была обусловлена санкционным давлением, которое в большей мере сказалось на оптовой торговле, включая торговлю энергоресурсами, и производстве автомобилей. В текущем году наблюдается рост экономической активности, за январь-сентябрь 2023 года к аналогичному периоду объем промышленного производства вырос на 10,4%, оборот розничной торговли – на 7,2%, объем платных услуг – на 4,8%, объем строительных работ – на 10,8%. При этом в оптовой торговле по-прежнему наблюдается негативная динамика (-19,5%). Рост промышленного производства города был поддержан подотраслями обрабатывающего комплекса, включая производство продукции радиоэлектронной промышленности, энергомашиностроение, производство прочих транспортных средств, легкую и фармацевтическую отрасли промышленности. По итогам 2023 года городом ожидается рост ВРП на 1,3% в сопоставимых ценах, индекс промышленного производства ожидается на уровне 105,2%. ВРП на душу населения по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 1,9 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Доходы населения города находятся на высоком уровне: среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,5. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 63,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 14,5 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются в размере 67,9 тыс. рублей, при установленной величине прожиточного минимума 15,1 тыс. рублей.

Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 5,6 млн человек, что на 0,1% ниже аналогичной даты предыдущего года. Снижение численности населения в городе обусловлено опережающей естественной убылью при наличии положительного миграционного сальдо. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне и составил 1,8%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за июль-сентябрь 2023 года безработица составила 1,5%, по итогам года значение данного показателя городом ожидается на уровне 1,7%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года на фоне санкционного давления показал снижение на 5,1% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 997,5 млрд рублей.  По итогам первого полугодия 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 11,8% в сопоставимых ценах. Среди отраслей наибольший вклад в позитивную динамику инвестиций дали традиционные для города направления: транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 10,4%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов оценочный объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года составит 1,1 трлн рублей, что на 3,7% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах.

Сбалансированность бюджета города характеризуется высоким уровнем, доходы бюджета формируются в основном за счет налоговых и неналоговых доходов. Объем доходов бюджета города по итогам 2022 года составил 1,2 трлн рублей, из которых 96,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии.  В 2022 году ННД выросли на 41,9% к уровню 2021 года, в том числе налог на прибыль организаций прирос более чем в 1,8 раза, что связано с поступлениями от консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) на фоне перерегистрации ПАО «Газпром» в Санкт-Петербург. В этой связи по итогам 2022 года налог на прибыль организаций в структуре налоговых доходов города вышел на первое место с долей 44,9%, НДФЛ отошел на второе место с долей 37,8%, на третьем месте находился налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 6,5%. Диверсификация налоговой базы города оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку в связи со значимой зависимостью от финансового состояния крупнейшего налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 17,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,6% налоговых доходов бюджета.  За десять месяцев 2023 года ННД снизились на 4,3% к аналогичному периоду 2022 года, что связано со снижением налога на прибыль организаций на 23,0%, при этом остальные бюджетообразующие налоги показатели позитивную динамику. Снижение налога на прибыль организации в 2023 году связано с отменой института КГН, а также с сокращением поступлений от организаций наиболее пострадавших от санкций отраслей. Межбюджетные трансферты за десять месяцев текущего года выросли на 8,4%, что обусловлено ростом поступлений субсидий (+19,0%) и иных межбюджетных трансфертов (+52,4%) при снижении объема субвенций (-39,9%). По итогам 2023 года ожидается снижение ННД на 5,7%, что обусловлено отменой КГН и прогнозируемыми по итогам года потерями от реализации нефтегазовой продукции и снижениями цен на нее, однако доля ННД в доходах останется на уровне 2022 года.

Расходы бюджета города выросли в 2022 году на 31,0% к уровню 2021 года и составили 1,0 трлн рублей, из которых 57,4% расходов приходилось на социальный блок, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Рост расходов сложился в том числе с увеличением расходов капитального характера в 1,7 раза к уровню 2021 года на фоне расширения мероприятий по развитию города и увеличения финансирования в рамках Адресной инвестиционной программы. В этой связи доля капитальных расходов в структуре расходов бюджета увеличилась по итогам 2022 года до 18,0%, что характеризует гибкость расходной части бюджета города на высоком уровне. В текущем году доля капитальных расходов останется на уровне 2022 года. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В структуре расходов наблюдался рост по всем видам расходов, при этом наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+73,6 млрд рублей), что обусловлено увеличением расходов на транспорт и дорожную деятельность. По итогам 2023 года городом ожидается увеличение расходов бюджета на 15,0% относительно 2022 года.

В 2021-2022 годах бюджет города исполнялся с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 101,8 млрд рублей или 9,6% ННД, который будет покрыт за счет остатков средств, образовавшихся на начало года, а также инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Привлечение рыночных заимствований на финансирование дефицита в 2023 году не планируется.

Город имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2023 долг города составил 88,4 млрд рублей, что на 4,0% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 89,1% из облигационных займов и на 10,9% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 7,9% (без учета ИБК – 7,0%). По итогам 2023 года ожидается снижение долга на 0,4% за счет погашения облигационных займов, при этом в части бюджетных кредитов ожидается рост в связи с привлечением ИБК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Долговая нагрузка составит 8,4% (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов составит 6,0%), риски рефинансирования в среднесрочной перспективе минимальны. Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2022 году составили 0,5% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,6%. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах.

Оценка внешнего влияния

-

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен г. Санкт-Петербургу впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024