Рейтинговые действия, 23.08.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 августа 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 367,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2021 года на 0,7%. По итогам 2023 года ожидается рост ВРП на 2,1% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности за первое полугодие 2023 года составил 252,9 млрд рублей, увеличившись на 6,0% к январю-июню отчетного года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 17,9% и «Торговля оптовая и розничная» на 6,4%. Индекс промышленного производства по итогам 2022 года составил 84,5%. За 6 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 113,6% к уровню аналогичного периода 2022 года, что связано с увеличением производства во всех отраслях промышленности за исключением деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Основным драйвером роста в секторе добычи полезных ископаемых (индекс производства составил 141,9%) стало увеличение добычи металлических руд (+48,2%), в обрабатывающей промышленности (индекс производства – 111,7%) – рост производства пищевых продуктов (+9,9%), в том числе за счет увеличения переработки и консервирования рыбы (+10,1%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+34,6%), прочих готовых изделий (+41,0%), ремонта и монтажа машин и оборудования (+75,4%). По итогам 2023 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 116,8%.

Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения, что обусловлено низкой численностью населения. По расчетам агентства, в 2022 году данный показатель составил 1,3 млн рублей, увеличившись на 17,0% относительно уровня 2021 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкая численность населения и ее отрицательная динамика. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения сократилась на 1,3% к уровню аналогичной даты прошлого года и составила 288,7 тыс. человек с учетом итогов переписи населения 2020 года. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренном уровне и составило 2,7. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились на 16,2% и составили 70,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума была установлена в размере 25,2 тыс. рублей с ростом к уровню 2021 года на 15,7%. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказал низкий уровень безработицы, который по итогам отчетного года составил 2,9%. По итогам текущего года регионом ожидается безработица на уровне 2,7%.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 90,9 млрд рублей, что на 1,5% ниже, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 22,7%. За первый квартал текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 59,9% в сопоставимых ценах к уровню первого квартала 2022 года и составили 13,5 млрд рублей. Высокий прирост инвестиций в основной капитал обусловлен началом реализации крупных проектов (строительство гостинично-делового комплекса и хостела в г. Петропавловске-Камчатском, создание порт-хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов, создание судоремонтного предприятия с возможностью осуществления навигационного и докового ремонта, а также технического обслуживания судов и ряда других проектов). По итогам 2023 года объем инвестиций прогнозируется на уровне 97,3 млрд рублей. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Регион характеризуется высокой зависимостью краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2022 года составила 61,7%. В связи с чем, ежегодно между Правительством края и Минфином России заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 3,7% по сравнению с 2021 годом, в том числе трансферты из федерального бюджета на 7,2%, ННД – на 2,0%. Доля ННД в доходах бюджета снизилась по итогам отчетного года на 0,5 п. п. и составила 29,0%, что оказало давление на рейтинговую оценку. Диверсификация налоговой базы края по итогам отчетного года оценивалась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,5%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 17,9% налоговых доходов. По итогам первого полугодия текущего года доходы бюджета увеличились на 16,3%, в том числе ННД – на 19,7%, межбюджетные трансферты – на 12,9%. В структуре налоговых доходов наибольшая положительная динамика наблюдалась по таким налогам, как налог на прибыль организаций (+34,2%), акцизы (+8,9%) и налог на имущество организаций (+18,4%), при этом поступления по НДФЛ сократились на 4,3%. Положительная динамика поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлена увеличением норматива зачислений по налогу с 01.01.2023, а также увеличением размера начисленного налога и авансовых платежей по итогам первого полугодия текущего года по двум крупнейшим налогоплательщикам региона. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, регион ожидает рост поступлений ННД в 1,3 раза по сравнению с 2022 годом до 40,2 млрд рублей, что в основном обусловлено ожидаемым увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций.

Расходы региона по итогам 2022 года увеличились на 10,2% по сравнению с 2021 годом и составили 109,6 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 48,4 млрд рублей, что сформировало 44,1% всех расходов региона. Гибкость расходов бюджета оценена положительно: на долю капитальных расходов по итогам 2022 года пришлось 12,2% всех расходов региона. По итогам первых шести месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном обусловлено увеличением расходов на национальную экономику на 26,3%, в том числе на дорожное хозяйство в 1,5 раза в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Социальные расходы по итогам первого полугодия текущего года увеличились на 14,0% и составили 25,3 млрд рублей. Положительная динамика наблюдается по всем видам расходов социального блока, наибольшая сложилась по образованию (+12,5%). По итогам 2023 года расходы бюджета ожидаются на уровне 118,3 млрд рублей с ростом к уровню 2022 года на 8,0%, капитальные расходы – в 1,3 раза в связи со строительством объектов социального характера, а также дорожно-транспортной инфраструктуры.

В 2022 году бюджет региона исполнен с дефицитом 5,6 млрд рублей или 18,5% ННД, который был покрыт за счет бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, кредитов кредитных организаций, а также иных источников финансирования дефицита бюджета. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 5,0 млрд рублей или 12,5% ННД. Источниками покрытия дефицита бюджета будут инфраструктурный бюджетный кредит (далее – ИБК), кредиты коммерческих банков, а также остатки денежных средств на счетах.

По итогам 2022 года долг края увеличился в 1,4 раза и составил 9,3 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась до 28,5% (без учета ИБК). Несмотря на увеличение долга, долговая нагрузка осталась на низком уровне и не оказывала давления на рейтинговую оценку. В текущем году прогнозируется рост долга в 1,6 раза до 14,8 млрд рублей, долговая нагрузка по итогам года составит 32,3% (без учета ИБК). Увеличение долга связано с получением очередного транша ИБК, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование прогнозируемого дефицита бюджета региона. Долговой портфель на 01.01.2023 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 55,5%, бюджетные кредиты формировали 37,0% всех обязательств, облигационные займы – 7,5%. По итогам 2023 года кардинальных изменений в структуре долгового портфеля не ожидается. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2022 года была погашена часть более дорогих банковских кредитов за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание в отчетном году – 0,7% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель регионом ожидается на уровне 1,6% ННД. Край имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 104,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 109,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.03.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023