Москва, 15 августа 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2023) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует 58,5% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют более 79%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.
Муниципалитет характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности по итогам 2022 года (далее – отчетный год) составил 427,7 млрд рублей, продемонстрировав рост к уровню 2021 года на 8,0% в действующих ценах. Также в отчетном году наблюдался прирост по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 5,1% в действующих ценах и в абсолютном выражении составил 329,2 млрд рублей. Объем платных услуг составил 92,9 млрд рублей, что на 9,2% выше значения 2021 года в действующих ценах. За январь-май текущего года по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности наблюдается положительная динамика (+12,8%), по обороту розничной торговли прирост незначительный – (+0,5%) относительно первых пяти месяцев 2022 года. Уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 0,6 п. п. и составил 0,5%, что оценивается положительно.
Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 114,6 млрд рублей, что на 2,8% выше, чем в 2021 году в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 14,2%, что оказало давление на рейтинговую оценку. За первый квартал 2023 года инвестиции в основной капитал снизились на 5,8% в действующих ценах к аналогичному уровню отчетного года и составили 15,3 млрд рублей. В целях привлечения частных инвестиций в экономику города на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на заключение и реализацию новых инвестиционных проектов. По итогам 2023 года объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 130,1 млрд рублей.
Бюджетообеспеченность города оценивается на умеренно низком уровне, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам 2022 года снизилась на 2,6 п. п. и составила 48,9% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 23,0%. В целом доходы бюджета выросли на 16,7% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 10,9%. Диверсификация налоговой базы города оценивалась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 1,9% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось порядка 7,7% налоговых доходов. За первые шесть месяцев 2023 года доходы городского бюджета выросли на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе ННД на 5,1%, межбюджетные трансферты на 38,2%. Налоговые доходы городского бюджета увеличились на 6,5% и были поддержаны увеличением поступлений по НДФЛ (+14,8%), акцизам (+6,9%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения (+3,9%). В структуре межбюджетных трансфертов в первом полугодии текущего года наблюдался рост по субсидиям и субвенциям в 1,8 раза и 1,3 раза соответственно, иные межбюджетные трансферты сократились на 4,2%. Увеличение субсидий обусловлено ростом денежных средств на реализацию мероприятий в сфере образования, транспорта, дорожного хозяйства и охраны окружающей среды. Субвенции приросли в основном за счет увеличения средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По итогам 2023 года муниципалитетом ожидается незначительный рост поступлений ННД до 33,5 млрд рублей, межбюджетные трансферты прогнозируются на уровне 48,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года в 1,4 раза.
Расходы городского бюджета по итогам 2022 года увеличились на 18,0% по сравнению с 2021 годом и составили 67,7 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 43,6 млрд рублей, что сформировало 64,4% всех расходов города. Положительно оценивалась высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 9,2% в отчетном году. На 01.07.2023 расходы бюджета увеличились на 22,7% к аналогичной дате прошлого года и составили 33,6 млрд рублей. Наибольший прирост наблюдался по расходам на национальную экономику (+24,2%), образование (+16,3%) и социальную политику (почти в 2 раза). По итогам 2023, в соответствии с решением о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидается рост расходов на 23,8% относительно 2022 года, в том числе городом ожидается рост капитальных расходов в 1,6 раза, что в основном обусловлено завершением капитального строительства объектов социального характера, дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства.
В 2022 году бюджет города исполнен с дефицитом 0,4 млрд рублей или 1,2% ННД, который был покрыт за счет остатков денежных средств и банковских кредитов. В соответствии с решением о бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 1,8 млрд рублей или 5,4% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться муниципальные ценные бумаги, кредиты кредитных организаций и остатки денежных средств на счетах бюджета.
Совокупный долг города по итогам 2022 года увеличился на 1,4%, при этом долговая нагрузка уменьшилась на 6,6 п. п. до 70,5% в связи с увеличением поступлений ННД. Несмотря на снижение, долговая нагрузка осталась на умеренно высоком уровне и оказала давление на рейтинговую оценку. В текущем году прогнозируется рост долга на 7,0% до 24,8 млрд рублей в связи необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка по итогам года ожидается на уровне 74,1% от ННД. Долговой портфель на 01.01.2023 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 44,0%, облигационные займы формировали 37,1% всех обязательств, бюджетные кредиты – 18,9%. По итогам 2023 года лидирующую позицию будут занимать облигационные займы с долей 57,0%, банковские кредиты и бюджетные кредиты будут формировать 25,3% и 17,7% от общего долгового портфеля соответственно. Давление на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень короткого долга, который на горизонте 12 месяцев с 01.07.2023 составляет 44,6% от совокупного. Пик погашения приходится на 3 квартал 2023 года в связи с погашением бюджетных кредитов и облигационного займа на общую сумму 7,5 млрд рублей. Для города характерна умеренно высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год снизилось на 1,5 п. п. и составило 4,3%, по итогам текущего года ожидается на уровне 4,0%. Муниципалитет имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 67,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 67,7 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.02.2023
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.