Рейтинговые действия, 09.06.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Нижегородской области на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 июня 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,7 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 6,5% выше уровня 2020 года. Положительная динамика ВРП по итогам 2021 года была поддержана ростом промышленного производства (+13,8%), строительства (+6,4%) и розничной торговли (+7,3%). Увеличение промышленного производства сложилось по всем его отраслям, в том числе в обрабатывающих производствах (+13,3%), добыче полезных ископаемых (в 1,9 раза), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+8,9%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+45,1%). По итогам 2022 года объём ВРП ожидается в размере 1,9 трлн рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос до 547,6 тыс. рублей с 497,4 тыс. рублей в 2020 году, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона сократилась за последние три года на 70,4 тыс. человек и составила 3 144,3 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент демографической нагрузки, по данным региона, составил 0,813 на 01.01.2021. На фоне послекризисного восстановления экономики региона наблюдалось снижение безработицы на 0,4 п. п. до уровня 4,2%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 336,1 млрд рублей, что на 3,1% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Наиболее крупные инвестиционные проекты региона в последние годы реализуются в металлургической (развитие производства бесшовных труб на Выксунском металлургическом заводе) и нефтехимической (строительство комплекса переработки нефтяных остатков в г. Кстово) отраслях. Несмотря на рост экономической активности в 2021 году отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 18,7%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку.

По итогам 2021 года бюджетная автономия области продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 72,8%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2020 года в связи с ростом ННД на 24,1% при сокращении объема межбюджетных трансфертов на 5,3% к предыдущему году. Положительная динамика ННД сложилась, преимущественно, за счет увеличения поступлений по налоговым доходам, в том числе по основным бюджетоформирующим налогам: налогу на прибыль организаций (+46,2%), налогу на доходы физических лиц (+9,4%) и акцизам (+21,9%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль было поддержано ростом налоговых отчислений от предприятий ряда отраслей экономики региона, включая обрабатывающие производства (в 1,5 раза), торговлю оптовую и розничную (в 1,6 раза) и финансовую и страховую деятельность (в 1,8 раза). Рост поступлений акцизов связан с изменениями в положительную сторону ставок акцизов на нефтепродукты и норматива распределения доходов по ним в бюджет региона. По результатам обозначенной динамики в структуре налоговых доходов регионального бюджета в 2021 году лидирующую позицию занял налог на прибыль организаций с долей 38,0%, а налог на доходы физических лиц отодвинулся на второе место с долей 33,4%. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на высоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 4,4%.

Сокращение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году связано со снижением объема дотаций (-7,8 млрд рублей) и субвенций (-1,7 млрд рублей) при росте субсидий по софинансированию расходных обязательств, возникших при реализации полномочий региона (+4,1 млрд рублей) и иных межбюджетных трансфертов (+1,8 млрд рублей). Снижение объема дотаций было обусловлено в том числе сокращением дотаций на обеспечение бюджетной сбалансированности (-3,4 млрд рублей) на фоне роста ННД в 2021 году. В результате указанной динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов сократилась на 10,9 п. п. и составила 13,9%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. Согласно закону о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (в редакции от 04.05.2022), в текущем году по сравнению с 2021 годом объем прогнозируемых доходов областного бюджета снизится на 5,7% в связи с предварительно неполным распределением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между субъектами РФ, а также с сокращением целевых федеральных средств, направляемых в 2020-2021 годах на подготовку и проведение мероприятий к 800-летию г. Нижнего Новгорода.

Расходы региона в 2021 году выросли на 7,5% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, культуры и кинематографии в течение 2021 года было направлено 152,0 млрд рублей (63,0% совокупных расходов), что выше 2020 года на 2,7%, при этом расходы на последние два направления были сокращены на 2,2 и 0,4 млрд рублей соответственно. Тем не менее, удельный вес расходов социального блока в общих расходах регионального бюджета показал сокращение на 3,0 п. п., которое произошло, в основном, на фоне опережающего роста расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (+57,6%), национальную экономику (+26,3%) и общегосударственные вопросы (+22,6%), которые в денежном выражении показали наибольший прирост. Гибкость расходной части бюджета области оценивается позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 15,1%. В соответствии с законом о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в текущем году ожидается увеличение расходов на 8,0%.

По итогам 2021 года бюджет был исполнен с профицитом в размере 3,8 млрд рублей или 2,1% ННД. Согласно закону о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов исполнение бюджета в 2022 году прогнозируется с дефицитом в размере 29,6 млрд рублей или 16,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут служить в основном остатки средств на счетах областного бюджета, а также инфраструктурные бюджетные кредиты.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась на умеренно низком уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 104,6 млрд рублей, что на 22,3% выше, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка составила порядка 60%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 52,5%, а остальной долг был представлен облигационными займами с долей 47,4% и гарантийными обязательствами – 0,1%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 105,8 млрд рублей в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов в размере 2,6 млрд рублей. Кроме того, по итогам текущего года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов, так как помимо привлечения инфраструктурного бюджетного кредита, в соответствии   с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Вместе с тем регионом планируется замещение коммерческих заимствований, подлежащих погашению в текущем году, бюджетными. Указанные меры поддержки будут способствовать снижению доли обязательств, подлежащих погашению в течение ближайших 12 месяцев, которая на 01.04.2022 составляла 9,1% совокупных обязательств. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 1,8% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 245,1 млрд рублей, объем расходов – 241,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023