Рейтинговые действия, 29.07.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 июля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Город характеризуется высокими размерными характеристиками – по итогам 2021 года (далее – отчетный год) объем отгруженных товаров и выполненных работ (за исключением субъектов малого предпринимательства), по данным муниципалитета, составил 866,9 млрд рублей, что на 18,9% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена улучшением экономической ситуации в городе. В структуре совокупного объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2021 году металлургическое производство формировало 34,6%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерна высокая численность населения, которая за последние три года увеличилась на 0,7% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1103,8 тыс. чел. Средняя заработная плата по крупным и средним организациям за 2021 год составила 64,9 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы практически восстановился до допандемийного уровня и по итогам отчетного года, по данным города, составил 0,5%, что положительно отразилось на рейтинговой оценке.

Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2021 года составила 53,2%, что на 9,6 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы городского бюджета выросли на 20,4% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 0,2%, ННД – на 47,2% и превысили бюджетные назначения на 10,5%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам. Значительный рост был обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (в 2,0 раза), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+13,4%), а также поступлением налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков в 2021 году приходилось 14,4% налоговых доходов, что оказало поддержку рейтинговой оценке. За 1 полугодие текущего года поступления по ННД увеличились на 18,2% к аналогичному периоду 2021 года, положительная динамика была поддержана поступлениями по налогу на прибыль организаций (+44,5%) в связи с увеличением платежей от организаций, осуществляющих добычу нефти и газа (в результате роста цен на нефть) и занятых металлургическим производством, НДФЛ (+10,1%) – с ростом фонда заработной платы отдельных категорий рабочих, УСН (+20,4%) – с увеличением количества налогоплательщиков. По итогам 2022 года муниципалитет ожидает рост поступлений ННД до 26,4 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 10,0%.

Расходы города в 2021 году выросли на 18,3% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 41,9 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 26,4 млрд рублей, что сформировало 63,0% всех расходов города. Положительно влияет на рейтинговую оценку высокая гибкость расходной части бюджета: доля капитальных расходов за 2021 год приросла на 1,7 п. п. и составила 24,8% в общем объёме расходов. За январь-июнь текущего года расходы бюджета выросли на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20,0 млрд рублей, в том числе социальные расходы приросли на 14,3% и составили 13,9 млрд рублей. Увеличение расходов городского бюджета обусловлено ростом расходов по национальной экономике (+57,8%), что в основном связано с реализацией масштабных мероприятий по обновлению пассажирского состава электротранспорта; по жилищно-коммунальному хозяйству (в 2,1 раза) в связи с увеличением объема средств направляемых на переселение граждан из аварийного жилья, ремонт, строительство (реконструкцию) и содержание автомобильных дорог, благоустройство; по социальной политике (+78,8%) в связи с увеличением объема средств, направляемых на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По итогам текущего года город ожидает объем расходов на уровне 49,2 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 17,4%.

Городской бюджет два года подряд исполнялся с профицитом, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Профицит, по итогам 2021 года составил 3,2 млрд рублей или 13,4% ННД. По итогам 2022 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 0,7 млрд рублей или 2,6% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться кредиты коммерческих банков.

Долговая нагрузка города Красноярска оценивается на низком уровне: по итогам 2021 года долг муниципалитета сократился на 24,0% и на 01.01.2022 составил 7,9 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 30,8 п. п. до 32,9%, в том числе в связи с ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается снижение муниципального долга до 6,9 млрд рублей, долговая нагрузка снизится до 26,0%. На 01.01.2022 долговой портфель был представлен преимущественно коммерческими кредитами банков, на их долю приходилось 62,0%, облигационные займы формировали 38,0%. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечением краевого бюджетного кредита, таким образом доля банковских кредитов составит 44,8%, облигационные займы будут формировать 32,7%, бюджетные кредиты – 22,5% от совокупного долга. На горизонте 12 месяцев с 01.06.2022 доля долга, подлежащего погашению, составляла 29,7%, при этом пик погашения долга придется на 2 квартал 2023 года, что оказало давление на рейтинговую оценку. Сокращение долговых обязательств в отчетном году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 2,2 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 2,4%. Город имеет доступ к казначейским кредитам и открытые кредитные линии для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 45,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 41,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.02.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023