Москва, 20 июля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ярославской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 688,6 млрд рублей, что на 5,9% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Прирост ВРП обусловлен существенным ростом в строительной отрасли (+33,4%), промышленном производстве (+6,8%), розничной торговле (+10,7%). По итогам 2022 года, по данным региона, предполагается, что ВРП региона сократится не более чем на 1,2%. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 106,8%. Положительная динамика была обусловлена увеличением производства во все отраслях промышленного производства: добыча полезных ископаемых (+28,6%) в связи с ростом добычи камня, песка и глины; обрабатывающие производства (+7,0%) за счет увеличения производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, мебели, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; обеспечение электрической энергией, газом и паром (+2,8%); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+11,9%). За 5 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 99,4% к уровню января-мая 2021 года. Отрицательная динамика наблюдалась в таких отраслях, как обеспечение электрической энергией, газом и паром (-5,7%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (-12,0%). По итогам текущего года индекс промышленного производства ожидается регионом на уровне 100,7%.
Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, составил 557,8 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 12,7% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказали отрицательная динамика численности населения и высокий коэффициент демографической нагрузки, который на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составил 0,794. Численность населения за последние три года сократилась на 2,6% и на отчетную дату составила 1227,4 тыс. человек. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года снизился на 1,4 п. п. и составил 5,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. За февраль – апрель текущего года уровень безработицы сложился на уровне 5,1%, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,6 п. п., но несмотря на это, по итогам 2022 года в связи с текущими рисками ухудшения ситуации на рынке труда регионом ожидается рост безработицы.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 99,3 млрд рублей, что на 17,8% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Рост данных инвестиций обусловлен реализацией ряда инвестиционных проектов таких как, строительство комбикормового завода, модернизация производства ООО «УСМЗ» по производству натуральных сычужных сыров и переработки сыворотки, строительство зерносушильного комплекса с семенной линией и т.д. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 14,0%, что оказало отрицательное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года регион ожидает объем внебюджетных инвестиций почти на уровне 2021 года.
Бюджет области характеризуется умеренно высоким уровнем достаточности: по итогам 2021 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета составила 76,2%, что на 5,6 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 15,1% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты сократились на 8,3%, а ННД приросли на 24,2% и превысили бюджетные назначения на 5,1%. Основное влияние на положительную динамику оказал рост поступлений по налогу на прибыль организаций (+45,8%), акцизам (+29,0%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+42,4%). По налогу на прибыль организаций прирост поступлений связан с наращением производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации, но несмотря на высокий рост поступлений по некоторым секторам экономики наблюдалось сокращение по сравнению с 2020 годом (производство пищевых продуктов (-8,5%), производство кокса и нефтепродуктов (-9,2%), строительство (-4,8%) и деятельность в области информации и связи (-14,8%)) в связи со снижением поступлений от крупных налогоплательщиков. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась на умеренном уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика – Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», пришлось 10,4% в налоговых доходах отчетного года, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. За истекшие 5 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 10,5% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика сложилась за счет увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц (+9,9%) в связи с увеличением налоговой базы; акцизам по подакцизным товарам (+16,2%) – с ростом объема реализации пива, произведенного на территории области; УСН (+33,3%) – с увеличением количества налогоплательщиков. По итогам 2022 года регион ожидает рост поступлений ННД до 76,4 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 5,4%.
Расходы субъекта в 2021 году выросли на 7,4% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 90,9 млрд рублей. В структуре расходов региона, как и в предыдущие годы, преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 60,0 млрд рублей, что формировало 66,0% всех расходов региона. Гибкость расходной части областного бюджета оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 12,1%. Капитальные расходы в 2021 году приросли на 6,7% и составили 11,0 млрд рублей. По итогам текущего года ожидается рост капитальных расходов на 39,5% по сравнению с 2021 годом в связи с началом реализации инфраструктурных проектов, строительством общеобразовательных учреждений в рамках реализации регионального проекта «Современная школа», строительством объекта ФАИП «Берегоукрепление правого берега р. Волги в городе Рыбинск». За январь-май текущего года расходы областного бюджета выросли на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 35,4 млрд рублей, в том числе социальные расходы приросли на 4,7% и составили 25,3 млрд рублей. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 104,8 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 15,3%.
По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 4,3 млрд рублей или 5,9% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 3,9 млрд рублей или 5,2% ННД, который планируется покрыть за счет остатков средств на счетах на начало года и бюджетного инфраструктурного кредита.
Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренно низком уровне: совокупные обязательства региона выросли на 5,7% и составили 41,8 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 10,1 п. п. и составила 57,7%, что обусловлено ростом ННД. По итогам 2022 года совокупный долг региона ожидается на уровне 48,6 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет на 5,9 п. п. до 63,6%. Рост долга обусловлен предоставлением бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований муниципалитетам, а также привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. На 01.01.2022 долговой портфель был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла порядка 68,0%, облигационные займы формировали около 32,0%. В рамках принятых мер поддержки региональных бюджетов со стороны федерального центра в конце июня текущего года регионом был получен бюджетный кредит на погашение коммерческого долга в размере 6,5 млрд рублей, из которого 5,3 млрд рублей будут предоставлены муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, 1,2 млрд рублей направлено на замещение задолженности по рыночным заимствованиям области. Кроме того, будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Принятые меры поддержки положительно отразились на коротком долге региона, который на горизонте 12 месяцев с 01.06.2022 составил 3,0% от совокупных обязательств. Преобладание в долговом портфеле бюджетных кредитов способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 0,7 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 2,7%. По итогам текущего года ожидается снижение данного показателя до 1,6% в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 95,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 90,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.01.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.