Рейтинговые действия, 15.07.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 15 июля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона хорошо диверсифицирована, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом (16,6% от ВРП по итогам 2020 года), сельское и лесное хозяйство (14,5%), а также оптовая и розничная торговля (12,9%) и обрабатывающие производства (12,4%). Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 153,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% выше уровня 2020 года. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана ростом промышленного производства (+10,0%), строительства (+14,3%) и розничной торговли (+21,2%). По итогам текущего года показатель ВРП ожидается в размере 162,5 млрд рублей. Планируемое увеличение ВРП регион связывает, в частности, с реализацией индивидуальной программы социально-экономического развития республики на период до 2024 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2020 году. За первые пять месяцев текущего года наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 111,5%. Основной вклад в рост промышленного производства внесли обрабатывающие производства (+12,3%), а также сектор водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов (+19,3%) и добыча полезных ископаемых (+8,5%). По итогам 2022 года с учетом получения государственной поддержки промышленных предприятий регионом ожидается индекс промышленного производства в пределах 110,0–112,0%.

Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает незначительный объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 328,5 тыс. рублей. Умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает рост численности населения: за последние три года численность населения увеличилась на 13,6 тыс. человек и составила 468,3 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Увеличение численности населения в регионе в последние годы формируется за счет миграционного притока, при этом для региона характерна естественная убыль населения (коэффициент естественной убыли составил 5,9 по итогам 2021 года). Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала высокая демографическая нагрузка: коэффициент демографической нагрузки составил 0,809 на 01.01.2021. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 0,2 п. п. до уровня 8,3%, что по-прежнему является высоким значением и отрицательно сказывается на рейтинговой оценке. По итогам 2022 года с учетом увеличения численности рабочей силы в регионе и общей тенденции на рынке труда регионом ожидается уровень безработицы в размере 8,2%.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года, по данным региона, составил 22,7 млрд рублей, что на 30,6% ниже уровня 2020 года в действующих ценах. Снижение инвестиций произошло на фоне высокой инвестиционной активности в 2019–2020 годах, когда реализовывался крупный проект – строительство первой очереди ВЭС 150 МВт. Отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 20,8%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Ожидаемый по итогам 2022 года объем внебюджетных инвестиций в основной капитал, по предоставленной информации, составит 27,3 млрд рублей, что на 20,5% выше уровня 2021 года в текущих ценах. Планируемое увеличение внебюджетных инвестиций связано с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе со строительством универсального склада продовольственных и непродовольственных товаров (ООО «Озон Адыгея»), молочно-товарного комплекса по производству козьего молока, завода по производству бытовой техники и электроники, всесезонного горного экокурорта «Лагонаки» (ООО «РезортИнвестмент»).

По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 39,5%, что на 4,5 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 27,7% при росте межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 5,1%. Положительная динамика в структуре ННД сложилась как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем основным бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+80,7%), акцизам (+1,7%) и НДФЛ (+10,6%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций был обусловлен увеличением поступлений от ответственных участников консолидированной группы налогоплательщиков (в 2,9 раза), а также увеличением доходности отдельных налогоплательщиков и произведением оплаты новыми организациями. По итогам сложившейся динамики лидирующая позиция в структуре налоговых доходов сохранилась за НДФЛ, но его доля снизилась с 34,7% до 31,1%, при этом налог на прибыль организаций вышел на второе место по значимости с долей 27,6%, опередив акцизные поступления, доля которых снизилась с 28,6% до 23,6%.  Увеличение объема межбюджетных трансфертов в отчетном году было связано с ростом поступлений по иным межбюджетным трансфертам (+60,5% к уровню 2020 года) при параллельном снижении объема по субвенциям (-19,9%), субсидиям (-10,8%) и дотациям (-3,7%). В результате указанной динамики доля дотаций в структуре межбюджетных трансфертов сократилась на 2,5 п. п. и составила 27,5%, что оказало умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на низком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 24,2%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона подвержен зависимости от финансового состояния компании. По итогам первых пяти месяцев 2022 года поступления по ННД выросли в 1,4 раза относительно аналогичного периода 2021 года. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам кроме налога на имущество организаций, что связано с использованием переплаты по налогу на имущество организаций, образовавшейся в предыдущем году, крупным налогоплательщиком в сфере производства электроэнергии. По межбюджетным трансфертам в январе-мае 2022 года наблюдалась положительная динамика относительно аналогичного периода 2021 года. Поступления по трансфертам в целом приросли на 18,3% при сокращении объёма субвенций на 20,8%. Согласно предоставленным данным, в 2022 году ожидается снижение доходов регионального бюджета на 0,9% относительно уровня 2021 года, которое связно с прогнозируемым сокращением объема межбюджетных трансфертов на 3,6% при росте ННД на 3,1%.

Расходы региона в 2021 году увеличились на 4,7% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 6,3 млрд рублей или 66,4% совокупных расходов. Вместе с тем наблюдалось снижение расходов по ряду направлений, в том числе на национальную безопасность (-17,4%), ЖКХ (-49,7%), культуру и кинематографию (-3,9%), здравоохранение (-19,7%), физическую культуру и спорт (-19,8%).  За январь-май 2022 года расходы бюджета выросли на 23,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 12,8 млрд рублей. Наибольший рост наблюдался по расходам на ЖКХ (+37,8%), национальную экономику (+34,5%), здравоохранение (+32,1%) и образование (+26,7%), а расходы на национальную оборону, напротив, снизились (-6,0%) относительно первых пяти месяцев 2021 года. Изменение расходов по ряду направлений связано с высокой зависимостью регионального бюджета от поступлений целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Положительно влияет на рейтинговую оценку высокая гибкость расходной части бюджета: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объёме расходов за 2021 год выросла на 2,6 п. п. и составила 27,0%. Рост капитальных расходов бюджета связан, в частности, с увеличением объема направленных средств на финансирование дорожного хозяйства (в 1,7 раза к уровню 2020 года). В соответствии с предоставленными данными, в текущем году ожидается увеличение расходов регионального бюджета на 11,8%.

По данным отчета об исполнении бюджета, по итогам 2021 года бюджет региона исполнен с профицитом. По предоставленным данным, исполнение бюджета в 2022 году планируется с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей или 16,0% от налоговых и неналоговых доходов. Источниками покрытия дефицита будут служить остатки средств на счетах республиканского бюджета, а также коммерческие и инфраструктурные бюджетные кредиты.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 3,0 млрд рублей, что на 27,5% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 16,2 п. п. и составила 21,3%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по бюджетным и коммерческим кредитам на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 75,0%, а остальной долг был представлен коммерческими кредитами с долей 25,0%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 4,4 млрд рублей (30,5% от ННД) в связи с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов (0,3 млрд рублей), коммерческих кредитов на финансирование прогнозируемого дефицита бюджета (0,7 млрд рублей) и бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона (0,4 млрд рублей). Также будет проведена реструктуризация платежей по бюджетным кредитам, по условиям которой в 2022 году задолженность по данным кредитам не подлежит погашению. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 0,7% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 35,4 млрд рублей, объем расходов – 33,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.01.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023