Рейтинговые действия, 30.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Марий Эл на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Марий Эл на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Марий Эл (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 23,2 тыс. кв. км, административный центр – г. Йошкар-Ола. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования. В сельском хозяйстве региона ведущее место занимает животноводство, которое имеет в первую очередь молочно-мясную специализацию. Динамично развивается земледелие – производство зерна, картофеля, овощей и кормовых культур.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 213,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,0% выше уровня 2020 года. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана ростом строительства (+26,8%) и розничной торговли (+10,3%). По итогам текущего года показатель ВРП ожидается в размере 230,0 млрд рублей. В 2021 году промышленное производство региона сохранилось практически на уровне предыдущего года, а по итогам десяти месяцев 2022 года наблюдалось его снижение относительно аналогичного периода 2021 года – индекс промышленного производства составил 86,2%. Снижение было обусловлено сокращением выпуска продукции в обрабатывающих производствах (-13,8%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (-6,2%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-27,6%), несмотря на рост в добыче полезных ископаемых (+17,7%).

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 316,8 тыс. рублей, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения. За последние три года численность, в основном из-за естественной убыли населения, сократилась на 8,9 тыс. человек и составила 671,5 тыс. человек на 01.01.2022. По итогам текущего года ожидается продолжение сокращения численности населения, в том числе в результате миграционного оттока. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 2,2, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 9,3% до 23,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 3,0% до 10,2 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 26,1 тыс. рублей, а ВПМ установлена на 2022 год в размере 12,3 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2021 году составил 5,3%, что на 1,5 п. п. ниже уровня 2020 года, за август-октябрь 2022 года безработица составила 3,3%. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 4,0%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году снизился по сравнению с 2020 годом на 7,0% в сопоставимых ценах и составил 35,5 млрд рублей. Снижение инвестиций произошло на фоне высокой инвестиционной активности в 2020 году. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 16,1%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства, за январь-сентябрь 2022 года инвестиции выросли на 2,2% относительно аналогичного периода 2021 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 38,0 млрд рублей.

По итогам 2021 года бюджетная автономия региона продемонстрировала рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 44,9%, что на 4,5 п. п. выше уровня 2020 года в связи с опережающим ростом ННД на 29,7% при росте межбюджетных трансфертов на 5,7% к предыдущему году.  Тем не менее бюджет региона характеризуется высокой зависимостью от поступлений дотаций из федерального бюджета, доля которых в доходах бюджета в среднем за пять лет составила 23,4%, при этом в 2021 году их доля снизилась до минимального значения 19,6%. В части ННД положительная динамика сложилась как по налоговым, так и по неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов наблюдался рост по всем основным бюджетообразующим налогам, наибольший сложился по налогу на прибыль организаций (+71,3%) и акцизам (+39,3%). Позитивная динамика межбюджетных трансфертов обусловлена ростом объема субсидий (+15,5%) и иных межбюджетных трансфертов (+8,9%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 3,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 19,0% налоговых доходов регионального бюджета.

За 10 месяцев текущего года доходы региона приросли на 14,6%, в том числе ННД на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+18,4%), НДФЛ (+16,7%), акцизам (+16,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+28,9%), налогу на имущество организаций (+23,2). Увеличение объема налога на прибыль обусловлено, прежде всего, высоким ростом поступлений от крупного участника консолидированной группы налогоплательщиков ПАО «Газпром». Динамика НДФЛ была поддержана ростом фонда оплаты труда по полному кругу организаций, а динамика по акцизам – компенсацией выпадающих доходов в связи с передачей 50% доходов от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет, а также ростом ставок акцизов в среднем на 4,0% к уровню прошлого года. Повышение поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения обусловлено увеличением доходов от реализации продукции за счет роста цен и реализации имущества, используемого в целях предпринимательской деятельности. Динамика по налогу на имущество организаций связана с переоценкой имущества ПАО «Газпром». Неналоговые доходы бюджета выросли на 50,5% в связи с увеличением поступлений по доходам от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете. Объем межбюджетных трансфертов прирос на 10,9% относительно аналогичного периода 2021 года, что обусловлено увеличением объема дотаций (+1,7%), субсидий (+26,4%) и иных межбюджетных трансфертов (+15,3%) несмотря на снижение субвенций (-15,0%). По данным региона, по итогам 2022 года ожидается снижение доходов на 1,3%, однако при сохранении текущих тенденций возможен их рост.

Расходы региона в 2021 году выросли на 7,9% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 28,8 млрд рублей (62,2% совокупных расходов), что выше 2020 года на 2,2%. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается сдержанно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 5,0%. За 10 месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (+44,1%), ЖКХ (+57,9%) и общегосударственные вопросы (+25,8%), при этом расходы на культуру и кинематографию сократились на 13,2%. Рост расходов на национальную экономику обусловлен реализацией мероприятий по строительству объектов транспортной инфраструктуры в 2022 году в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020–2024  годы, а на ЖКХ – реализацией в 2022 году четвертого этапа мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а так же выполнением работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры. Увеличение расходов на общегосударственные вопросы связано с проведением в 2022 году выборов главы региона и дополнительных выборов депутатов Государственного Собрания. Согласно данным региона, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 14,4%, в том числе капитальных затрат в 1,4 раза. Увеличение расходов капитального характера связано с реализацией мероприятий по строительству (реконструкции) объектов в рамках реализации национальных проектов, а также привлечением республикой инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета на строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры.

В 2021 году бюджет региона был исполнен с профицитом. По данным региона, исполнение бюджета в 2022 году планируется с дефицитом в размере 3,6 млрд рублей или 15,4% от ННД. За вычетом остатков средств на счетах региона, которые планируется направить на погашение дефицита, и бюджетного инфраструктурного кредита исполнение бюджета будет бездефицитным.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась позитивно: совокупный объём долгового портфеля составил 10,5 млрд рублей, что на 11,8% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 22,0 п. п. и составила 46,8%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по облигациям и банковским кредитам на фоне отмеченного роста ННД. По итогам 2022 года ожидается, что долг снизится на 3,9% в результате погашения части имеющихся бюджетных кредитов, несмотря на привлечение инфраструктурного бюджетного кредита и бюджетного кредита на замещение рыночных обязательств муниципальных образований. Долговая нагрузка (за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита) по итогам года составит 40,5%. Если на отчетную дату долговой портфель был сформирован на 53,0% из бюджетных кредитов, на 32,7% из банковских кредитов и на 14,3% из облигационных займов, то по итогам года, в том числе в связи с получением бюджетных кредитов на замещение рыночных обязательств региона, ожидается, что структура долга изменится в сторону увеличения доли бюджетных кредитов до 90,1% при снижении доли облигационных займов до 9,9% и полном погашении банковских кредитов. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 2,0% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов. 

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 49,9 млрд рублей, объем расходов – 46,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Марий Эл был впервые опубликован 11.07.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.07.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Марий Эл, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Марий Эл принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Марий Эл дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023

"Эксперт РА": в 2023 году потребность в работниках выросла в 67 регионах России

Коммерсантъ

По данным на конец октября, дефицит трудовых ресурсов вырос в 67 российских регионах, следует из обзора агентства "Эксперт РА". В наибольшей степени показатель увеличился в Ингушетии, где о недостатке работников заявили 94,1% предприятий, Санкт-Петербурге (69,1%) и Пермском крае (67%).
26.12.2023

Девять регионов показали рост налога с зарплат более чем на 20%

РБК

Лидерами по росту поступлений НДФЛ в региональные бюджеты за десять месяцев 2023 года стали Курганская и Смоленская области, Чувашия, Татарстан и Краснодарский край. Эксперты связали это в том числе с бурным ростом ОПК
13.12.2023