Рейтинговые действия, 31.08.2022

«Эксперт РА» пересмотрел рейтинг АО «ГТЛК» по новой методологии и присвоил рейтинг на уровне ESG-III(a) со стабильным прогнозом
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 31 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг ESG АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) по новой методологии и присвоило рейтинг на уровне ESG-III(а), что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Ранее в 2021 году компании был присвоен рейтинг на уровне ESG-III. «Эксперт РА» отмечает существенный прогресс ГТЛК в сфере управления устойчивым развитием за год, о чем свидетельствует повышение отдельных оценок блоков. В результате, несмотря на более консервативную оценку агентством ряда факторов в соответствии с новой методологией, ГТЛК получила рейтинг на уровне ESG-III(a).

Блок E (Environmental, Окружающая среда) оказывает нейтральное влияние на уровень ESG-рейтинга.

Компанией утверждена Экологическая политика, направленная на управление воздействием ГТЛК на окружающую среду как посредством приобретаемых активов, так и за счет собственного ответственного потребления ресурсов. В рамках внедрения концепции «Бережливого офиса» произведён анализ затрат на коммунальные услуги, сформированы предложения по их оптимизации, обеспечен контроль за расходованием работниками всех используемых ресурсов в офисе. Производится сбор устаревшей техники и мебели и передача на переработку и утилизацию в специализированные организации, что позволяет снизить экологическое воздействие от их использования. Организована система сбора вторично перерабатываемых отходов (батарейки, макулатура). Компанией проведены мероприятия по отказу от использования бутилированной воды в пользу проточного автомата с системой фильтрации в буфетных комнатах, а также обеспечению переговорных комнат оборудованием для розлива питьевой воды. В целях сбережения электроэнергии на рабочих местах проведена замена систем освещения на светодиодные, также в местах общего пользования осуществляется замена оставшихся галогеновых светильников на светодиодные. Компанией внедрена и продолжает развиваться система электронного документооборота: внутрикорпоративного и межведомственного. Ведется работа по созданию "цифровой комнаты" лизингополучателя, предполагающей полный безбумажный документооборот с клиентами. Организован учет и раскрытие сведений по прямым и косвенным выбросам парниковых газов, потребляемым водным ресурсам, электроэнергии, информация публикуется в Отчете об устойчивом развитии.

Агентство положительно отмечает утверждение политики ответственного инвестирования в 1 кв. 2022, предполагающей оценку ESG-факторов при принятии инвестиционных решений. Практическими шагами по реализации политики станет развитие системы управления ESG-рисками - систематическое выявление, оценка, управление и мониторинг существенных ESG-рисков.  Утвержден Порядок оценки проектов на соответствие критериям «зеленых», «социальных» проектов, в соответствии с которым оценивается каждая новая сделка, рассматриваемая на Лизинговом совете Общества. Оценка позволяет сформировать перечень проектов, оказывающих больший положительный эффект в области защиты окружающей среды, развития человеческого капитала, устойчивого развития регионов. Система оценки является одним из элементов системы ответственного инвестирования (финансирования), которая позволит сформировать портфель проектов с наименьшим уровнем ESG-рисков.

Компания активно реализует лизинговые и инфраструктурные проекты с учетом принципов предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. В рамках Долгосрочной программы развития на период до 2025 года (далее – ДПР) планируется реализация мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в городах и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду за счет финансирования лизинга энергоэффективного авто- и электротранспорта и водного транспорта на СПГ (сжиженный природный газ). В качестве перспективного мероприятия компанией планируется разработка стратегии устойчивого развития АО «ГТЛК».

С 2013 года компания начала осуществлять инвестиции в «зеленые» и «переходные» проекты, способствующие борьбе с изменением климата. В целях повышения доступности финансирования экологичного энергоэффективного транспорта в ГТЛК разработана программа льготного лизинга для перевозчиков, формирующих «зеленые» парки транспорта. ГТЛК имеет в портфеле договоры лизинга транспорта, обеспечивающего снижение негативного воздействия на окружающую среду и способствующего решению задач высокой социальной значимости.

Общий объем закупок автотранспорта на газомоторном топливе (ГМТ) и городского электрического транспорта за год вырос на 52% и составил 4 477 ед. или на 70% в денежном выражении, до 49,8 млрд руб. по состоянию на 31.12.2021.  Кроме того, по состоянию на 31.12.2021 ГТЛК закуплено 14 ед. экологичного водного транспорта общим объемом на 122 млрд руб. Также компанией привлечено бюджетное финансирование для приобретения и поставки в лизинг безопасных для окружающей среды и экономичных в эксплуатации судов с электродвигателями.  Инвестиции в «зеленые» активы компании в 2021 году выросли в сравнении с 2020 годом на 23% и составили 190 млрд рублей.  По итогам 1 кв. 2022 портфель состоит на 20% из «зеленых» и на 7% из «социальных» проектов, некоторые проекты попали сразу в обе категории и относятся к проектам «устойчивого развития».

Блок S (Social, Общество) оказывает умеренно позитивное влияние на уровень ESG-рейтинга.

Агентство положительно отмечает высокий уровень материального стимулирования сотрудников. За последние 3 года индексация заработной платы происходила 3 раза для более 90% сотрудников. Компания заключила договор ДМС, которым обеспечены 99% сотрудников. В Компании также есть социальные программы (возможность получить компенсацию расходов на спорт, в том числе посещение спортивного зала, занятия фитнесом, занятия плаванием и/или посещение бассейна, занятия теннисом, занятия спортивными танцами и другими видами спорта, укрепляющими здоровье). У сотрудников есть доступ к программам обучения за счет компании, при этом собственного корпоративного университета и договоров с другими учреждениями нет. Несмотря на рост доли сотрудников, прошедших обучение по итогам 2021 года, с 20% до 26%, такой уровень оценивается агентством нейтрально. Дополнительным мотивирующим фактором является поощрение лучших работников корпоративными наградами, представление работников к ведомственным наградам за личные достижения и активное участие в деятельности компании, личный вклад в развитие транспортной отрасли Российской Федерации.

Утверждена Политика в области соблюдения прав человека АО «ГТЛК» в рамках которой представлены гарантии принятия мер по предотвращению нарушения прав человека.

В компании сбалансирована структура работников с точки зрения гендера (доля женщин на 30.06.2022 в структуре персонала составила 53,5%), однако в составе совета директоров участвует только одна женщина, что оценивается агентством умеренно негативно. Тем не менее агентство положительно оценивает вхождение женщины в состав совета директоров в 2022 году. Агентство отмечает, что средняя заработная плата женщин ниже мужчин, что вызвано фактом превалирования сотрудников мужского пола в руководящем составе. Коэффициент текучести кадров по итогам 2021 года составил 24,8%, что оценивается агентством как приемлемый уровень.

Бизнес ГТЛК не характеризуется повышенными рисками для жизни и здоровья сотрудников. При этом в компании действует Положение о системе управления охраной труда, более 40% сотрудников прошли тренинги по охране труда и безопасности. В 2021 году компанией оказана благотворительная поддержка организациям, обеспечивающим проведение спортивных мероприятий (хоккей), сохранение исторического наследия, а также способствующим цифровой трансформации транспортного комплекса и развитию машиностроительного комплекса.

В части работы с клиентами и поставщиками, компанией утвержден Кодекс деловой этики контрагента, в соответствии с которым ГТЛК стремится работать с организациями, приверженными принципам устойчивого развития и ожидает от контрагентов следования высоким этическим нормам и отказа от любой деятельности, нарушающей эти нормы. Для обеспечения контроля качества взаимодействия с клиентами на регулярной основе проводится оценка уровня удовлетворенности и лояльности клиентов, показатель NPS в 2021 году составил 63 %.

К проектам, направленным на решение задач высокой социальной значимости, относятся программы обновления общественного транспорта, оснащенного оборудованием, обеспечивающим доступность транспортных услуг для маломобильных граждан, повышающим качество и безопасность перевозок.  Кроме того, в рамках программ лизинга санитарной авиации (поставка вертолетов, оборудованных медицинским модулем) и малой авиации ключевыми инициативами стали обеспечение транспортной доступности для людей, которым требуется экстренная медицинская помощь и поддержание связи между труднодоступными территориями и центрами экономической активности. Инвестиции в социальные активы компании в 2021 году в сравнении с 2020 годом выросли на 10% и составили 107 млрд руб.

Блок G (Governance, Корпоративное управление) оказывает умеренно положительное влияние на уровень ESG-рейтинга.

Деловая репутация компании оценена агентством на высоком уровне, просроченные кредитные обязательства отсутствуют. Агентство положительно отмечает высокую организацию стратегического планирования: в компании реализуется значительно детализированная ДПР на период 2021-2025 гг., в которой закреплено развитие ключевых направлений бизнеса в среднесрочной перспективе. В рамках программы ежегодно готовится бизнес-план, что позволяет проводить регулярный мониторинг результатов и достижения поставленных среднесрочных целей. При этом для членов совета директоров не установлены КПЭ, связанные с устойчивым развитием, для определения их вознаграждения и премирования, что сдерживает оценку блока корпоративного управления.

В полномочия совета директоров включено рассмотрение вопросов устойчивого развития. Состав коллегиального органа подвержен минимальным изменениям и обладает высокой компетенцией. Сдерживающее влияние оказывает небольшое количество независимых директоров, доля которых составляет менее 10%. При совете директоров действуют комитеты по кадрам и вознаграждениям, аудиту и стратегическому планированию.

Другими органами управления компании являются общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган - генеральный директор, однако отсутствует Правление, в связи с этим агентство оценило данный фактор нейтрально. Также в ГТЛК функционирует консультативно-совещательный орган, а именно рабочая группа по формированию системы управления в области устойчивого развития. Утверждена дивидендная политика, в которой закреплены условия выплаты дивидендов, а также их рекомендуемый размер. Деятельность корпоративного секретаря закреплена в отдельном положении.

Агентство положительно оценивает высокую степень информационной открытости: компания публикует на своем корпоративном сайте годовые отчеты, а также значительный объем информации, не подлежащий обязательному раскрытию. Поддержку рейтингу оказывает наличие заверения аудитором отчета об устойчивом развитии за 2021 год.

Качество организации риск-менеджмента оценивается агентством положительно ввиду наличия отдельной дирекции по управлению рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита, деятельность которой контролируется советом директоров на регулярной основе. Степень проработанности регламентов по управлению рисками оценивается как высокая. Положительно влияет на оценку развитости риск-менеджмента наличие процедуры и методики внутренней диагностики системы управления рисками. Качество управления финансовыми рисками оценивается на высоком уровне. При этом агентство ожидает, что ГТЛК разработает положения, методологию, а также регулярную отчетность для управления существенными нефинансовыми рисками (природно-климатическими, экологическими, социальными рисками, а также корпоративного управления). Уровень системы управления рисками соответствует масштабам деятельности компании и поставленным перед ней стратегическим задачам, направленным на реализацию государственной политики управления и устойчивого развития транспортной отрасли России.

Отчет доступен по ссылке.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При присвоении рейтинга ESG АО «ГТЛК» применялась методология присвоения рейтингов ESG https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 09.08.2022).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные АО «ГТЛК», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Некредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно некредитных рисков, принимаемых на себя контрагентами при взаимодействии с рейтингуемым лицом.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Мероприятия


01 декабря

Лизинг в России-2022

Проект проводится с 2002 года и является крупнейшим в России событием для профессионалов рынка лизинга.

Публикации по тематике


Зоя Советкина в программе РБК ТВ «Экономика. Главное»

Отчет “Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики” обсуждается в программе РБК ТВ «Экономика. Главное». Младший директор по банковским рейтингам Зоя Советкина отвечает на вопрос, каковы основные причины падения рынка лизинга и есть ли предпосылки для его восстановления. 15.09.2022

Самолетам предложили подъемные

Коммерсант

Как стало известно “Ъ”, Минтранс предложил авиакомпаниям выкупить самолеты иностранных лизингодателей за счет ФНБ. В письме, направленном 30 августа в 20 крупнейших авиакомпаний (есть у “Ъ”), министерство предлагает перевозчикам оценить, сколько оставшихся у них самолетов они готовы приобрести.
14.09.2022

Кризис взял технику в аренду

Коммерсант

Появились первые системные оценки влияния текущего кризиса на лизинговый бизнес. Так, в первом полугодии объем нового бизнеса упал на 19%. Это связано с нарушением логистики, остановкой части инвестпроектов, уходом с российского рынка зарубежных производителей и поставщиков техники и оборудования. Эксперты отмечают, что уже в третьем квартале началось восстановление некоторых сегментов на фоне работы с новыми брендами, налаживания логистики и стабилизации ключевой ставки. Но по итогам года рынок покажет падение.
13.09.2022

Эксперты сообщили о падении рынка лизинга в России почти на 20%

РБК

Рынок лизинга в России в первом полугодии 2022 года сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 770 млрд руб., говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА», подготовленном при участии Объединенной лизинговой ассоциации (есть у РБК).
13.09.2022

«Сименс Финанс» перебирает покупателей

Коммерсант

Основным претендентом на покупку лизинговой компании «Сименс Финанс» стал Экспобанк. Сделка может быть подписана до конца месяца, ее стоимость оценивается на уровне 10 млрд руб. На компанию есть и другие интересанты, в том числе Росбанк и структура, косвенно связанная с ГК «Сафмар». Но юристы считают Экспобанк «наиболее безопасным» покупателем.
18.08.2022