Рейтинговые действия, 19.08.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «ХК «Новотранс» на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «ХК «Новотранс» на уровне ruA+, прогноз по рейтингу стабильный.

АО «Холдинговая компания «Новотранс» – головная компания Группы Новотранс, включающей в себя, помимо прочих, ООО «ГК «Новотранс» – частного оператора железнодорожного подвижного состава, оперирующего на территории РФ, СНГ и стран Балтии, а также контролирующего ряд стивидорных активов в порту Усть-Луга, и четыре действующих вагоноремонтных завода в Московской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае и один на стадии ввода в эксплуатацию в Ленинградской области.

ООО «ГК «Новотранс» является средним по размеру оператором. По состоянию на 30.06.2022 парк под управлением компании составлял 24.6 тыс. единиц (из них 95% в собственности АО ХК «Новотранс») и полностью состоял из полувагонов с нагрузкой на ось 23.5 тс. По итогам 2021 г. грузооборот компании составил 84 млрд т-км. Также компании Группы «Новотранс» представлены в вагоноремонтном бизнесе: общий объем произведенных ремонтов вагоноремонтными заводами Группы составил по итогам 2021 г. 64.4  тыс. плановых ремонтов. По оценкам компании, к июлю 2022 г. Группа «Новотранс» занимает третье место на рынке ремонта вагонов среди частных компаний в РФ с общерыночной долей 15%, а на дорогах присутствия Московской, Западно – Сибирской и Восточно - Сибирской совокупная доля составляет 42 %. По итогам 2021 г. доля услуг по ремонту подвижного состава в структуре консолидированной выручки составила 24%. Стивидорные активы Группы «Новотранс» представлены преимущественно проектом строительства терминала LUGAPORT в составе Морского торгового порта Усть-Луга с мощностью грузооборота до 24.3 млн т (при выходе на полную проектную мощность к 2024 году), длиной причального фронта 1.5 тыс. м. и осадкой принимаемых судов до 15.5 м.

Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании. Грузовая база ООО «ГК «Новотранс» по итогам первого полугодия 2022 состояла на 32% из энергетических углей, 15% - коксующийся уголь и 47% - металлургические грузы. Клиентская база умеренно диверсифицирована, однако в 2022 году база грузоотправителей претерпела изменения – по итогам первого полугодия 2022 г. доля группы EVRAZ в чистой выручки снизилась до 1% (21% по итогам 1 пг. 2021), доля группы ММК снизилась до 10% (17%), а группа Металлоинвест стала крупнейшим контрагентом – до 20% (28.9%). С крупнейшими клиентами компания работает на условиях сервисных контрактов, фиксирующих минимальное количество вагоноотправок и подразумевающих обоюдную финансовую ответственность за невыполнение контрактных условий. По итогам 2021 г. и первого полугодия 2022 г. не менее 80% выручки от операторской деятельности приходилось на сервисные контракты и агентство учитывает сохранение такого соотношения в дальнейшем: контрактная база с подобной структурой обеспечивает достаточно высокую прогнозируемость объемов перевозок и, в несколько меньшей степени, денежных потоков, так как предусматривает регулярный пересмотр ценовых условий. Загрузка универсального парка примерно соответствует среднерыночным значениям – порожний пробег по итогам первого полугодия 2021 г. находился на уровне 45%. Средний возраст парка находится на уровне одиннадцати лет и не накладывает на компанию требований по обновлению парка или повышенных затрат на его ремонт.

Агентство отмечает ощутимое улучшение рыночной конъюнктуры на рынке железнодорожных перевозок, начиная с 3 квартала 2021 года, когда ставки оперирования перешли к существенному росту. Если с июля 2020 г. по июнь 2021 года агрегированные ставки оперирования варьировались в пределах 650-900 руб./сутки, то с июля 2021 года по май 2022 года ставки составляли 1 000 – 3 000 руб./сутки. Поддержку участникам рынка оказало восстановление погрузки и грузооборота на сетях РЖД, благоприятные ценовые условия на энергетических рынках, в особенности угольного на фоне дефицита природного газа в странах ЕС. Тем не менее, агентство наблюдает очередной перелом тренда ставок оперирования в сторону снижения: с июня 2022 г. агрегированные спотовые ставки на рынке сократились до 1 700 руб./сутки. За 5 месяцев 2022 г. экспорт российских металлургических компаний сократился более чем на 30%, российский уголь в ЕС стал вытесняться продукцией из Австралии, Индонезии и ЮАР. С августа 2022 года ЕС ввёл запрет на импорт российского угля, что способно послужить дополнительным катализатором для увеличения грузоперевозок в восточном направлении, которое даже в нормальных рыночных условиях характеризовалось серьёзным дефицитом пропускных мощностей. Вместе с тем, спрос на российское твёрдое топливо со стороны «дружественных» стран напротив растёт, ценовая конъюнктура на рынке угля позволяет производителям сырья обеспечивать высокие стоимостные объемы продаж даже при дисконте к рыночным бенчмаркам. При этом за январь – июль 2022 г. погрузка на сетях РЖД сократилась на 3.2%, грузооборот вырос на 0.8%. В дальнейшем ситуация может ухудшиться в случае начала глобальной экономической рецессии, действие которой, как правило, сопровождается снижением спроса на сырьевые товары и их цен соответственно. Это может создать ещё больший профицит грузовых вагонов, который по состоянию на июнь 2022 г. достиг 180 тыс. ед., что превышает расчётный парк, необходимый для выполнения плана по вывозу грузов.  Совокупность этих факторов создаёт неопределённость для дальнейшей динамики ставок оперирования и риск ухудшения финансовых результатов группы в 2023 году.

В ходе 2021-2022 гг. компания по-прежнему находилась в активной стадии строительства терминала LUGAPORT несмотря на ухудшение геополитических условий. Проект включен в различные государственные программы развития транспортной инфраструктуры РФ. В августе 2022 года терминал был подключен к железной дороге, сортировочной станции Лужская. В конце 2022 года ожидается ввод в эксплуатацию первого этапа мощностью 8 млн тонн. Терминал спроектирован в универсальной конфигурации с пятью причалами, с возможностью обработки навалочных грузов (руда, уголь), генеральных грузов (трубы, металлопрокат, тарно-штучные грузы) и зерновых и пищевых грузов (с двумя группами силосов объемом единовременного хранения до 300 тыс. т и складами до 100 тыс. т). Агентство положительно оценивает перспективы диверсификации бизнеса с учетом синергии с операторским и вагоноремонтным бизнесом на фоне подтвержденных международным консультантом в рамках расчетно-технического обоснования возможностей конкуренции за грузовую базу с портами Балтийского и Азовско-черноморского бассейнов. В условиях обострения геополитических рисков и закрытия портов Литвы, Латвии и Эстонии для транзита российских экспортных грузов, проект создаёт экспортёрам дополнительные возможности по вывозу грузов, что может обусловить большую востребованность в проекте со стороны грузоотправителей. При этом присутствуют характерные риски строительства, удорожания проекта на почве валютных и инфляционных рисков. К 2022 году объем требуемых инвестиций возрос с 46.5 млрд руб. до 70.0 млрд руб., что окажет дополнительную нагрузку на долговые метрики компании, при этом запланированный поэтапный ввод в эксплуатацию объектов терминала позволит Группе Новотранс наращивать долг более медленными темпами.

Компания рассматривает проект строительства собственного металлургического производства цельнокатаных колес. По состоянию на второй квартал 2022 г. завершается государственная экспертиза проекта. Агентство предполагает возможность отсрочки проекта в случае существенного ухудшения условий на рынке оперирования.

Профиль финансовых рисков Новотранса определяется невысокой долговой нагрузкой по итогу 2021 г. На 31.12.2021 отношение чистого долга к EBITDA находилось на уровне 1.3, агентство предполагает его сохранение на уровне до 1.5 в 2022 году на фоне благоприятных ценовых условий на рынке железнодорожного оперирования в этом году, позволяющие формировать достаточный объем собственных средств для финансирования возросших затрат на инвестиционные проекты. За первое полугодие 2022 г. АО ХК «Новотранс» досрочно выкупило по договорам лизинга 6 919 полувагонов. Изменение структуры долга положительно повлияло на кредитный портфель ввиду высвобождения залоговой базы и смягчения пиков погашения долга.  Однако в перспективе 2023 г. агентство допускает риск увеличения показателя до уровня в пределах 2.9-3.9х при негативном сценарии изменения ставок оперирования на фоне дальнейшего наращивания долга в абсолютном выражении для финансирования инвестиционного проекта. В своих расчётах агентство не учитывало реализацию проекта по производству цельнокатаных колёс по причине отсутствия инвестиционного решения и намерения группы придерживаться умеренной инвестиционной политики. Процентная нагрузка комфортная, отношение EBITDA по итогам 2021 г. к процентам к уплате за аналогичный период составило 8.2. Рентабельность по EBITDA по итогам 2021 г. выросла в соответствии с ожиданиями агентства до 44%. Агентство не ожидает падения показателя в перспективе 2022-2023 гг. ниже бенчмарка по методологии в 20% для позитивной оценки. Компания по-прежнему не подвержена существенному валютному риску и осуществляет практически все операции, кроме платежей зарубежным железным дорогам, в рублях. Прогнозная ликвидность оценивается позитивно на фоне высокого ожидаемого операционного денежного потока по итогу 2022 г. и наличие согласованного банковского финансирования, обеспечивающего возможность нести расходы на строительство портового терминала в текущем периоде.

Качественная оценка ликвидности также положительна – кредитный портфель диверсифицирован, по состоянию на июль 2022 г. крупнейшим источником (50%) фондирования являются два выпуска биржевых облигаций. Период основных погашений долга приходится на 2024-2026 гг. Агентство предполагает отсутствие или минимальные дивидендные выплаты, которые согласно принятой компанией дивидендной политике не могут быть выше свободного денежного потока (FCF) на консолидированной основе.

Оценка блока корпоративных рисков находится на умеренном уровне. Агентство положительно оценивает создание отдельного подразделения по управлению рисками с высоким обеспечением регламентации его деятельности. Концентрированная структура собственности также положительно влияет на качество структуры собственности в силу отсутствия минимизации рисков корпоративных конфликтов. Агентство также отмечает концентрацию операционного и стратегического управления. Новотранс публично раскрывает финансовую отчетность, однако раскрывает операционную статистику деятельности в сжатом формате.

По данным консолидированной отчётности АО «Холдинговая компания «Новотранс» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2021 составляли 76.4 млрд руб., капитал – 41.8 млрд руб. Выручка по итогам 2021 года составила 36.6 млрд руб., чистая прибыль – 8.0 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «ХК «Новотранс» был впервые опубликован 22.08.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.08.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2022) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 06.05.2022) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ХК «Новотранс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ХК «Новотранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ХК «Новотранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023