Рейтинговые действия, 20.04.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА-

Москва, 20 апреля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Краснодарский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифици рованную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2021 год (далее – отчетный год) составил 3,0 трлн рублей, продемонстрировав рост на 8,5% в сопоставимых ценах к 2020 году. Позитивная динамика обусловлена динамичным развитием отраслей экономики. По итогам 2021 года в регионе наблюдается рост промышленного производства (индекс промышленного производства составил 112,5%), производства продукции сельского хозяйства (112,8%), оборота розничной торговли (112,6%). Увеличен выпуск продукции в крупнейших отраслях промышленности – производстве пищевых продуктов (+6,3%), нефтепереработке (+12,4%) и энергетике (+6,0%). Эти отрасли обеспечили 63,0% отгрузки промышленных товаров в крае. В отчетном году получены самые высокие в истории Кубани валовые сборы зерна – 14,8 млн тонн с ростом на 22,2 % относительно 2020 года. Увеличено производство сахарной свёклы, подсолнечника, картофеля. Численность поголовья КРС приросла на 1,0 %. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП в размере 3,2 трлн рублей.

Поддержку рейтинговой оценке оказал высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 526 тыс. рублей. За отчетный год уровень безработицы снизился на 0,7 п. п. и приблизился почти к доковидному значению – 5,0%. По итогам 2022 года ожидается безработица на уровне 5,5%. Численность населения оценивается на высоком уровне – по состоянию на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 5,7 млн человек. Регион входит в топ-5 регионов по данному показателю. Давление на рейтинговую оценку оказывает повышенный коэффициент демографической нагрузки, который составил 0,806 на 01.01.2021. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года прирос на 10,6% в действующих ценах и составил 473,0 млрд рублей. Наибольшая инвестиционная активность отмечалась в отраслях традиционной специализации региона – транспортировка и хранение (+28,2% от общего объема инвестиций), обрабатывающие производства (+16,5%), сельское хозяйство (+8,5%), обеспечение электрической энергией (+7,8%). Несмотря на рост внебюджетных инвестиций, отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 15,9%.

Уровень бюджетной обеспеченности до 2020 года оценивался на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) была выше 80%. По итогам отчетного года уровень ННД увеличился на 5,8 п. п. и составил 75,5%, но допандемийный уровень еще не был достигнут. Рост доли обусловлен увеличением поступлений по ННД на 24,8% и снижением трансфертов из федерального бюджета на 7,0%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 11,7% по сравнению с 2020 годом. По итогам отчетного года произошли изменения в структуре налоговых доходов. Если ранее на первом месте был налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), то по итогам 2021 года на первое место вышел налог на прибыль, доля которого в структуре налоговых доходов составила 33,7%, НДФЛ – 27,5%, налога на имущество организаций – 14,0%. В отчетном году наблюдался рост как по налоговым (+24,0%), так и по неналоговым (в 1,5 раза) доходам. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений от доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 1,8 раза), а также появлением нового источника в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах. На отчетную дату поступления по данным доходам составили 1,1 млрд рублей. По налоговым доходам положительная динамика поддерживалась увеличением поступлений по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль (в 1,5 раза) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+33,4%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль связано с повышением налоговых отчислений, на фоне восстановительных процессов экономики, предприятий таких отраслей как: оптовая и розничная торговли (в 1,9 раза), обрабатывающие производства (в 1,8 раза), финансовая и страховая деятельности (в 1,5 раза), строительство (в 1,7 раза), добыча полезных ископаемых (в 2,3 раза). По налогу, взимаемому в связи с применением УСН – в связи с отменой единого налога на вмененный доход и переходом налогоплательщиков на другие системы налогообложения, в том числе на УСН. В структуре межбюджетных трансфертов наблюдалось снижение по дотациям (в 2 раза) и субвенциям (-12,9%), которое обусловлено «высокой базой» 2020 года. В 2020 году дополнительно поступили дотации для компенсации снижения поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в связи с пандемией коронавирусной инфекции; на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией. А также поступили дополнительные субвенции на реализацию полномочий РФ по осуществлению социальных выплат безработным гражданам. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,9% в налоговых доходах, а на долю пятнадцати крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,2% налоговых доходов. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете, ожидается поступление налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в размере 261,2 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 4,7%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 3,0% по отношению к 2020 году. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 234,9 млрд рублей, что выше 2020 года на 2,4%. Удельный вес социального блока сократился на 0,4 п. п., что связано с ростом расходов по национальной экономике на 5,5 млрд рублей или на 10,2% относительного предыдущего года. Увеличение данных расходов связано с ростом расходов по разделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в связи с увеличением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и увеличением поступлений по доходам, учитываемых при формировании дорожного фонда края. Гибкость расходной части бюджета края оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 13,5%. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете, регион ожидает объем расходов на уровне 386,0 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 17,3%.

С 2016 года до 2020 года краевой бюджет исполнялся с уверенным профицитом. По итогам 2021 года бюджет был исполнен также с профицитом в размере 33,7 млрд рублей или 12,3% ННД. В 2022 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 40,6 млрд рублей или 15,5% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется в основном за счет остатков средств на счетах.  

Долговая нагрузка региона оставалась на низком уровне – отношение долга на отчетную дату к ННД за 2021 год составило 36,3%. Объем обязательств на 01.01.2022 составил 99,5 млрд рублей, снизившись на 2,5%. По итогам 2022 года регионом ожидается рост долга до 105,1 млрд рублей, что связано с привлечением бюджетного инфраструктурного кредита. Долговая нагрузка прирастет из-за прогнозируемого снижения ННД и роста долга, но незначительно и останется на комфортном уровне. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов (70,9% долгового портфеля) и облигационный займов (29,1% портфеля). По итогам текущего года структура долгового портфеля измениться в сторону увеличения доли бюджетных кредитов в связи с использованием регионом мер поддержки, анонсированных правительством страны для поддержки бюджетов регионов в текущих кризисных условиях. Обязательства края носят преимущественно долгосрочный характер, что способствует сокращению рисков рефинансирования на горизонте следующих 12 месяцев. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 0,9%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Агентство позитивно оценивает наличие свободных остатков денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 362,7 млрд рублей, объем расходов – 329,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.10.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024