Москва, 24 сентября 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Омская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 70% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 774,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,4% ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 833,3 млрд рублей, что на 1,0% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной инфекцией и повышением цен на нефть, в промышленном производстве в отчетном году наблюдался незначительный рост – индекс промышленного производства составил 100,5%. По итогам семи месяцев 2021 года положительные изменения в промышленном производстве области сохранились – индекс промышленного производства в январе-июле 2021 года составил 102,3%. Позитивная динамика в структуре промышленного производства поддерживается увеличением производства в обрабатывающей промышленности (+1,8% к январю-июлю 2020 года), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+8,1%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+11,2%).
По итогам 2020 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 404,5 тыс. рублей, что на 1,3% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2021 численность населения региона составила 1903,7 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 2,9%. Основными причинами снижения остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,813. Среднегодовой уровень безработицы на фоне коронакризиса вырос на 2,5 п. п. по сравнению с 2019 годом и составил 8,9%. По итогам 2021 года ожидается снижение значения данного показателя до 7,0%, но от докризисного уровня будет еще отставать. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2020 год составил 197,4 млрд рублей, что в 1,2 раза больше, чем в 2019 году. Такой рост обусловлен завершением реализация ряда проектов в области промышленности, сельского хозяйства, в топливно-энергетическом комплексе. По итогам 2021 года ожидается рост внебюджетных инвестиций на 6,7% до 210,6 млрд рублей. На территории области сформированы промышленные кластеры, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов: Агробиотехнологический и Нефтехимический. Кроме того, в 2020 году постановлением Правительства Российской Федерации создана на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области особая экономическая зона промышленно-производственного типа.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2020 года сократилась на 8,7 п. п. по сравнению с 2019 годом и составила 58,9%, что связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 35,6%, акцизы – 26,5%, налог на прибыль организаций – 23,4%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 13% в налоговых доходах по итогам отчетного года. За 2020 год доходы регионального бюджета выросли на 20,3% по сравнению с 2019 годом, в том числе по ННД на 4,8%, по трансфертам в 1,5 раза. По состоянию на 01.08.2021 доходы областного бюджета выросли на 10,6% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 12,8%, трансферты на 7,9%. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений почти по всем бюджетообразующим налогам. Вместе с тем, по итогам семи месяцев текущего года налог на имущество организаций продемонстрировал снижение к аналогичному периоду предыдущего года на 7,2%, что связано с переходящими платежами с июля месяца на начало августа 2021 года. По состоянию на 01.09.2021 данный налог исполнен с ростом к январю-августу 2020 года на 6,2%. Прогноз поступлений ННД на 2021 год умеренно оптимистичен – по отношению к 2020 году ожидается рост на 10,0%.
Расходы региона в 2020 году выросли на 23,5% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 83,3 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 29,5%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренно низком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 5,7%. За январь-июль 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 13,4% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 48,7 млрд рублей, что на 17,3% выше семи месяцев отчетного года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост на 2,5 п. п. Рост доли социального блока связан со значительным ростом расходов по физической культуре и спорту (в 6,4 раза) в связи со строительством многофункционального спортивного комплекса «Арена». По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 8,0%, в том числе по капитальным затратам в 2,1 раза.
В 2018-2019 гг., в результате получения в конце года из федерального бюджета нецелевых межбюджетных трансфертов и перевыполнения плана по ННД с учетом фактического исполнения расходов, бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет исполнен с дефицитом 1,8 млрд рублей или 2,6% ННД. Источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись облигационный заем, банковские кредиты и полугодовой бюджетный кредит, полученный регионом в конце года в размере 5,7 млрд рублей. По итогам 2021 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 7,6 млрд рублей или 10,2% ННД. Дефицит регион планирует покрыть за счет банковских кредитов.
Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 64,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 44,0 млрд рублей. По итогам 2021 года долг региона ожидается в размере 50,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 68,0%. Основной причиной увеличения долга в 2021 году является финансирование дефицита областного бюджета. Долговой портфель по итогам 2020 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 48,4%, банковских кредитов (от ПАО «Сбербанк») – 32,3%, облигационных займов – 19,3%. По итогам 2021 года доля бюджетных кредитов в портфеле долга, по прогнозам, вырастет до 55,8% в связи с тем, что регион получил бюджетный кредит на замещение коммерческого долга. Кроме того, полученный в конце 2020 года полугодовой бюджетный кредит был реструктурирован в июле 2021 года со сроком погашения до 2029 года включительно. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало в 2020 году умеренно низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,9%, что на 0,2 п. п. ниже, чем в 2019 году. График погашения обязательств умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.07.2021 погашению подлежит 19,2% совокупного долга. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 115,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 116,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.04.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.