Рейтинговые действия, 05.10.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Калининградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 октября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2019 год составила 20,7%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых, а также сфера услуг для иностранцев из соседних регионов.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 518,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2019 года на 4,3%. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 574,6 млрд рублей или на 4,4% в сопоставимых ценах, который будет обеспечен за счет роста промышленного производства, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению. Кризисные явления негативно отразились на промышленном производстве региона, являющегося его ведущей сферой экономики. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 93,6%. На снижение индекса наибольшее влияние оказало уменьшение объемов производства обрабатывающих производств (-6,5% к уровню 2019 года), т. к. их удельный вес в структуре отгрузки составляет около 90%. По итогам семи месяцев 2021 года наблюдается последовательное улучшение ситуации - индекс промышленного производства в январе-июле 2021 года составил 109,9%, в том числе по обрабатывающим производствам – 110,6%.

По итогам 2020 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 510,3 тыс. рублей, что на 1,0% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает выросший в 2020 году среднегодовой уровень безработицы, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки – 0,750, невысокая динамика роста численности населения. В отчетном году среднегодовой уровень безработицы вырос на 1,5 п. п. до 5,9%, что на 0,1 п. п. выше среднероссийского. По итогам 2021 года регион ожидает снижение данного показателя до 5,0%, но допандемийный уровень еще будет не достигнут. Область входит в число немногих регионов страны, где наблюдается прирост населения (10 место по итогам отчетного года). За последние три года численность населения увеличилась на 2,4% и на 01.01.2021 (далее – отчетная дата) составила 1018,6 тыс. человек. Кроме того, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2020 года сложился в абсолютном выражении почти на уровне 2019 года и составил 78,5 млрд рублей. Отсутствие роста обусловлено корректировкой планов инвесторов (перенос сроков, изменение объемов инвестирования по проектам). По итогам 2021 года регион ожидает рост внебюджетных инвестиций на 8,9% или до 85,5 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 19,3%. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки.

Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 60,9%, что на 6,8 п. п. ниже уровня 2019 года в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку областного бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2020 году объем указанных трансфертов составил 51,2 млрд рублей или 41,1% совокупных доходов региона. В структуре налоговых доходов по итогам отчетного года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 36,4%, налог на прибыль организаций – 25,4%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) – 12,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,8% в налоговых доходах, а на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 25,8% налоговых доходов. За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 21,8% по сравнению с 2019 годом, в том числе ННД на 9,6%, трансферты в 1,5 раза. По состоянию на 01.09.2021 доходы бюджета региона выросли на 17,3% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 17,3%, трансферты на 14,1%. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым (+16,3%), так и по неналоговым (в 2 раза) доходам. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений от штрафов, в том числе за нарушение ПДД, а также появлением нового источника в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах. На 01.09.2021 поступления по данным доходам составили 156,0 млн рублей. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (+47,9%) и по акцизам (+41,3%). Оценка регионом поступлений ННД на 2021 год оптимистична по отношению к 2020 году – ожидается рост более чем на 15%.

Расходы региона в 2020 году выросли на 24,6% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 44,2 млрд рублей, что выше 2019 года на 29,4%. Гибкость расходов бюджета оценивается агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила 20,0%. За январь-август 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 10,5% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 27,5 млрд рублей, что на 9,2% выше восьми месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 0,8 п. п. Падение доли социального блока связано со снижением расходов по здравоохранению на 7,9%, что связано с сокращением расходов государственными учреждениями на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией за счет средств резервного фонда Правительства РФ. По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 7,3%, капитальные затраты ожидаются на уровне прошлого года.

В 2018–2019 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. В 2020 году бюджет был исполнен с дефицитом 1,0 млрд рублей или 2,2% ННД. По итогам 2021 года регион запланировал исполнение бюджета с дефицитом в размере 6,2 млрд рублей или 12,8% ННД. Без учета финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на едином счете бюджета дефицит запланирован на уровне 8% ННД. Источниками финансирования дефицита регионального бюджета будут остатки средств на счетах, а также коммерческие заимствования в форме государственных ценных бумаг и банковских кредитов.

Регион, по-прежнему, характеризуется умеренной долговой нагрузкой. В течение 2020 года объем государственного долга вырос на 6,8% и составил 23,3 млрд рублей, что связано с привлечением в декабре прошлого года бюджетного кредита из федерального бюджета, который в настоящее время реструктурирован с рассрочкой платежа по 2029 год включительно. Долговая нагрузка на отчетную дату составила 52,1%, что на 1,4 п. п. ниже, чем на 01.01.2020, что связано с опережающим ростом ННД по сравнению с долгом. По итогам 2021 года ожидается рост долга до 27,0 млрд рублей, долговой нагрузки до 56,1%. Долговой портфель на начало 2021 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 56,9%, банковских кредитов – 16,3%, облигационных займов – 16,8%, государственных гарантий – 10,0%. По итогам 2021 года доля банковских кредитов в портфеле долга, по прогнозам, вырастет до 28,9% в связи с их привлечением на покрытие дефицита бюджета. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2021 составило 0,6%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 124,5 млрд рублей, объем расходов – 125,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.04.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023